Стремясь улучшить отношения со странами Европейского союза, Турция в прошлом году отозвала свое сейсморазведочное судно из Восточного Средиземноморья, заявив, что этот шаг был необходим для проведения технического обслуживания. Однако остается неясным, что произойдет, когда обслуживание будет завершено. Arab News пишет, что отношения с Турцией были основным пунктом повестки дня саммита Евросоюза на прошлой неделе. Однако пункт итогового коммюнике, посвященный Турции, был озаглавлен "Восточное Средиземноморье", что свидетельствует о том, что ЕС не заинтересован сотрудничестве с Анкарой по другим вопросам.
Добыча нефти и газа в Восточном Средиземноморье - сложный вопрос по причинам, не связанным с обслуживанием сейсморазведочного корабля. В 2018 году Турция и Правительство национального согласия Ливии подписали меморандум о взаимопонимании, разграничивающий районы их морских юрисдикций, создавая прилегающую турецко-ливийскую зону, отделяющую Восточное Средиземноморье от остальной части моря. Согласно этому соглашению, если газ в Восточном Средиземноморье будет добываться для транспортировки в Европу по проходящему по дну трубопроводу, он должен пересечь зону турецкой морской юрисдикции, что требует согласия Анкары.
ЕС ясно дал понять в заключительном коммюнике по итогам саммита на прошлой неделе, что готов взаимодействовать с Турцией "поэтапно и соразмерно для расширения сотрудничества в ряде областей". Эта формулировка заранее предупреждает Анкару о том, что Евросоюз может принять дальнейшие решения на своем следующем саммите в июне.
Другой важной темой коммюнике стало упоминание об обновлении соглашения о таможенном союзе между Турцией и Европейском союзом, которое вступило в силу в конце 1995 года. Эта тема имеет два аспекта. Один из них - настойчивый призыв Турции предотвратить торговый конфликт со странами, с которыми ЕС имеет соглашение о свободной торговле (ССТ). Этот призыв связан с тем, что промышленные товары таких третьих стран могут поступать на турецкий рынок без уплаты таможенных пошлин из-за таможенного соглашения Турции с Евросоюзом. Но если Турция не имеет собственного соглашения о свободной торговле с этими третьими странами, она должна платить таможенные пошлины, чтобы экспортировать свою промышленную продукцию. Анкара настаивала на том, чтобы ЕС поставил условие для таких стран - подписать аналогичное соглашение с Турцией. Однако блок до сих пор игнорирует это предложение.
Второй аспект связан с косвенным давлением ЕС на Турцию с целью признания Кипра государством. Республика Кипр была создана в 1960 году, и Турция была одним из трех ее гарантов, наряду с Грецией и Великобританией. Согласно конституционным договорам о создании государства, киприоты-турки и киприоты-греки являются двумя политически равными составляющими республики. Киприоты-греки не согласны с этим равным статуса и настаивают на том, чтобы относиться к киприотам-туркам как к меньшинству.
Теперь, используя соглашение о Таможенном союзе в качестве инструмента давления, Европейский союз заставляет Турцию косвенно признать государство Кипр. Эта договоренность сформулирована в итоговом коммюнике следующим образом: "Что касается экономического сотрудничества, мы (лидеры ЕС) поручаем Комиссии активизировать переговоры с Турцией для решения текущих трудностей в реализации Таможенного союза, обеспечивая эффективность его деятельности во всех государствах-членах". Этот показывает, что цель Евросоюза в обновлении Таможенного союза - не в устранение существующих в положении о нем недостатков, а в обеспечении признания Турцией государства киприотов-греков.
Схожий подход наблюдается и в пункте, касающемся международной встречи, которая состоится в Женеве в этом месяце для решения кипрской проблемы под эгидой ООН. Это встреча в формате 5+1 с участием турецкой и греческой общин Кипра, трех государств-гарантов и представителей ООН. Соответствующий параграф коммюнике саммита Евросоюза гласит: "ЕС надеется на возобновление переговоров под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых Европейский союз будет участвовать в качестве наблюдателя". Турция недовольна участием ЕС, и его присутствие - даже в качестве наблюдателя - еще больше усложнит переговоры.
Еще одной проблемой для Турции, возникшей в результате саммита Евросоюза, стал вопрос об упрощении визового режима для граждан страны, желающих посетить страны Европейского союза. Это важно для десятков миллионов турок, но ЕС даже не упоминает об этом в коммюнике.
Президент Европейского совета Шарль Мишель и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен планируют посетить Турцию на этой неделе. Это будет очередная попытка выстроить диалог после выступлений президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в которых он критиковал ЕС.