Транскаспийский международный транспортный маршрут оказался в центре внимания после того, как один из крупнейших в мире контейнеровозов Ever Given застрял в Суэцком канале, остановив морское движение на неделю и спровоцировав убытки в миллиарды долларов, пишет Caspian News. Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным и обеспечивает кратчайшее морское сообщение между Азией и Европой, через которое проходит около 12% от общего объема мировой торговли.
Недельная блокада оказала значительное негативное влияние на торговлю между Европой, Азией и Ближним Востоком, не позволив сотням судов пройти через водный маршрут. По данным лондонского журнала новостей судоходства Lloyds List, каждый час блокировки обходился мировой экономике примерно в $400 млн, что составляет около $10 млрд в день. Некоторые суда решили не ждать решения проблемы и отправились в долгий путь вокруг мыса Доброй Надежды в Африке. Этот маршрут на две недели дольше, а расходы на топливо составляют более $26 000 в день.
29 марта судно было окончательно освобождено буксирами, но кризис заставил многих задуматься об альтернативах одному из самых загруженных водных путей мира. Вывод из строя Суэцкого канала очертил потенциальный риск для глобальных цепочек поставок, уже пострадавших от годового экономического сбоя, вызванного пандемией коронавируса, и побудил всех задуматься о поиске альтернативы жизненно важному, но уязвимому морскому коридору.
Транскаспийский международный транспортный маршрут, проходящий через Каспийское море, может стать ключом к соединению азиатских и европейских рынков через Южный Кавказ и диверсифицировать торговлю между Востоком и Западом.
В 2013 году официальные лица компаний ”Азербайджанские железные дороги”, ”Казахстан темир жолы” и ”Грузинская железная дорога” договорились разработать маршрут, проходящий через Каспийское море. Позже к амбициозному проекту присоединились Украина, Румыния и Польша. Первый контейнерный поезд из Китая, курсирующий по маршруту, прибыл в Бакинский международный морской торговый порт в августе 2015 года.
На сегодняшний день Транскаспийский международный транспортный маршрут проходит от китайского морского порта Ляньюньган до китайско-казахстанской границы, затем через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, Украину и Польшу. Товары доставляются по железной дороге в казахстанские морские порты Актау и Курык, а затем отправляются в Бакинский международный морской торговый порт судами через Каспийское море. В Азербайджане контейнеры перевозятся по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Далее маршрут делится на две ветки, и обе ведут в Европу: одна из них проходит через турецкие города Мерсин и Стамбул и Средиземное море, а другая тянется до украинского города Черноморск через Черное море. На всем маршруте установлен один тариф и система ”единого окна”, что позволяет сократить задержки и эксплуатационные расходы.
Эксперты Caspian Policy Center Эфган Нифти и Джереми Коэн убеждены, что Транскаспийский торгово-транзитный коридор станет ценной альтернативой Суэцкому каналу для торговли между Востоком и Западом.
”Отправка товаров по суше через Центральную Азию, Каспийское море, а затем в Черное море через Южный Кавказ добавила бы новый надежный маршрут для перемещения товаров между Европой и Азией в традициях знаменитого Шелкового пути”, - пишут эксперты в статье ”Блокировка Суэцкого канала подчеркивает необходимость Транскаспийского торгового коридора”.
Судам, которые загружаются в Шанхае, Шэньчжэне или Циндао, требуется как минимум 30-40 дней, чтобы добраться до порта разгрузки, расположенного в Европе, через Суэцкий канал. Однако доставка грузов из Китая в морской порт Черноморск и далее на европейские рынки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту занимает до 20-25 дней.
17 февраля маршрутный поезд из Китая, первый в 2021 году, прибыл в Баку, преодолев расстояние от Циндао в Китае до столицы Азербайджана за 15 дней. Затем поезд отправился из Баку по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс.