Франция все более втягивается в ближневосточные дела, в то время как Соединенные Штаты покидают регион, а Китай и Россия соперничают за влияние в регионе. К такому выводу приходит член американского Совета по международным отношениям Стивен А. Кук в журнале Foreign Policy.
Ahval в материале France making bid to return to Middle East пишет, что президент Франции Эммануэль Макрон с августа дважды посетил Ливан, а также встретился в Багдаде с президентом Ирака Бархамом Салихом и президентом Регионального правительства Курдистана (КРГ) Нечирваном Барзани. Кроме того, Франция усиливает военное присутствие в Восточном Средиземноморье.
Хотя визиты Макрона в Ливан были связаны с усилиями по оказанию помощи после взрыва в Бейруте, произошедшего 4 августа, этим невозможно объяснить присутствие французских войск и самолетов на греческом острове Крит и двух истребителей на Кипре, - пишет Кук. По мнению Кука, после окончания колониальной эпохи Франция поддерживала отношения с Ближним Востоком за счет продажи оружия и участия в контртеррористических операциях, не слишком серьезно относясь к своей роли в регионе.
Аналитик считает, что изменение позиции Макрона, демонстрирующее, что Франция стремится участвовать в обеспечении стабильности, объясняется проблемами беженцев, энергетики и Турции. Бывший президент Франции Николя Саркози участвовал в военном вмешательстве против ливийского лидера Муаммара Каддафи в начале 2010-х ”не как сторонник смены режима ради установления демократии”, а потому, что опасался ”волны беженцев, которая накроет европейские берега”. Макрон, в свою очередь, решил поддержать ливийского генерала Халифу Хафтара в продолжающемся после Каддафи конфликте в североафриканской стране, основываясь на холодном расчете: Хафтар может оказаться тем самым сильным человеком, который нужен Франции для сохранения целостности Ливии и сдерживания потока беженцев в Европу.
Кук уверен, что перспектива прибытия ливанских беженцев в Европу стала одной из причин, по которым Макрон все активнее участвует в делах Ливана, поскольку волна беженцев из Сирии усилила правый национализм и неонацистские партии по всему континенту.
Французский нефтяной гигант Total работает в Ливии на протяжении десятилетий, имеет значительную долю в иракских нефтяных месторождениях и участвует в разведке природного газа у берегов Кипра. Французы ”упорно отстаивают и защищают свои коммерческие интересы в регионе”, - сказал Кук.
Макрон и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган относятся друг к другу прохладно. Франция оказалась среди скептически настроенных членов Евросоюза в отношении присоединения Турции к блоку. Визит Макрона в Ирак, где он продемонстрировал поддержку КРГ и подчеркнул суверенитет Ирака, был сигналом для Турции. Как полагает Кук, ”Макрон специально прибегнул к такой риторике, чтобы рассердить почти всех в Турции”.