Вестник Кавказа

Справится ли Китай с безработицей после пандемии

The Diplomat
Справится ли Китай с безработицей после пандемии

Выходя из экономической кризиса, возникшего из-за пандемии COVID-19, Пекин прагматично отказался от цели роста ВВП и вместо этого установил приоритеты в сфере занятости. Задача создания 9 миллионов рабочих мест представляется непростой, учитывая, что к марту 2020 года 27 миллионов городских рабочих потеряли свои места, а 8,7 миллиона выпускников колледжей выходят на рынок труда в этом году. Десяткам миллионов рабочих-мигрантов тоже придется искать работу.

The Diplomat в материале How China Can Avert an Employment Crisis, в  общей сложности требуется как минимум 20 миллионов новых рабочих мест. Но даже скромная цель в 9 миллионов рабочих мест является сложной задачей. Внутренний потребительский спрос растет медленно. В апреле он сократился на 7,5%. Показатели улучшились по сравнению с мартовским сокращением на 15,8%, но рост по-прежнему сдерживается. Мировой спрос остается слабым, а международная торговля восстанавливается медленно.

Хотя экспорт Китая увеличился на 4,3% в годовом исчислении в апреле, этого недостаточно, чтобы обеспечить значительный импульс для укрепления экономики. Вероятно, экспорт вновь замедлится, поскольку иностранные покупатели начинают отменять заказы.

Большая часть политического стимулирования пока имеет ограниченное влияние на создание рабочих мест. Например, указание коммерческим банкам увеличить кредитование малых и средних предприятий на 40% может предотвратить дальнейшие увольнения, но не будет стимулировать компании к увеличению количества рабочих мест. Выпуск местными органами управления облигаций специального назначения и проекты в области инфраструктуры могут создать рабочие места, связанные со строительством, но строительная отрасль имеет относительно низкую занятость и не создаст достаточного количества рабочих мест в других отраслях промышленности.

Китайское правительство разработало много конкретных программ для стимулирования создания рабочих мест. От поощрения поиска работы в интернете до предоставления займов компаниям, чтобы они сохраняли служащим заработную плату. От снижения связанных с занятостью налогов и сборов до предоставления возможностей для обучения и образования. От расширения аспирантских программ для приема выпускников колледжей до отправки студентов в сельские районы. Все эти меры полезны, но их недостаточно. Многие программы призваны ослабить трения на рынке труда, но не учитывают циклическую и структурную безработицу. Органы местного самоуправления предоставляют предприятиям кредиты и стимулы для увеличения заработной платы сотрудникам. В Ухане, например, компаниям выплачивается 1000 юаней ($140) за каждого выпускника, которого они нанимают. Но в условиях неопределенного спроса и слабого бизнеса компании неохотно сохраняют заработную плату, не говоря уже об ее увеличении. Дополнительное обучение и образовательные программы помогают сдерживать безработицу, но не решают саму проблему. Иными словами, огромные масштабы и длительность безработицы требуют гораздо более решительной политики.

Самый очевидный вариант решения: центральное правительство Китая должно национализировать фонд заработной платы, как это сделали многие другие страны. В этом случае правительство будет напрямую субсидировать платежную ведомость компаний, чтобы избежать увольнений. Система страхования от безработицы в Китае крайне неравномерна: только четверть всей рабочей силы обеспечивается страховкой по безработице. Вдобавок ко всему, стандарт приемлемости для пособий по безработице достаточно высок: требуется, по крайней мере, год взносов, прежде чем появляется возможность подать заявку на пособие.

Кроме того, многие трудящиеся-мигранты не имеют права на получение пособия, поскольку работают на одном определенном месте в среднем только 10 месяцев. Учитывая все трудности, с которыми трудящиеся сталкиваются при необходимости оформить пособие по безработице, в первую очередь было бы гораздо эффективнее избежать безработицы. Правительство могло бы указать, сколько и как долго они будут покрывать заработную плату, например, 70-90% в течение трех месяцев, а также стандарты приемлемости, например, для компаний, которые потеряли более 20% доходов после пандемии. Если центральное правительство будет финансировать платежную ведомость, то местные органы власти смогут управлять выплатой, чтобы обеспечить логистическую эффективность. Национализация заработной платы не только поможет уменьшить потери рабочих мест и доходов для работников и минимизировать текучесть кадров для предприятий, но также усилит меры по борьбе с бедностью, что является еще одним приоритетом для Пекина.

Помимо субсидирования заработной платы, центральное правительство должно напрямую создавать государственные рабочие места. Создание государственных рабочих мест представляет собой задачу, которую необходимо решать в два этапа.

Во-первых, центральное правительство должно обеспечить финансирование. Обладая монетарным суверенитетом, центральное правительство Китая имеет финансовую возможность закупать товары и услуги, деноминированные в юанях. То есть Пекин может позволить себе ”покупать” любое количество рабочей силы и выплачивать заработную плату в юанях. Центральное правительство никогда не исчерпает запасы юаней, поскольку оно является единственным поставщиком валюты. Правда, существует опасность инфляции, но, учитывая массовую безработицу и неиспользованные ресурсы, сомнительно, что инфляционное давление возникнет в ближайшее время. Снижение курса валюты также не должно вызывать беспокойства, поскольку Китай ослабил таргетирование обменного курса и по-прежнему контролирует движение капитала. В настоящее время некоторые местные органы власти, например, в провинции Фуцзянь и Гуандун, набирают выпускников колледжей для работы в сельских районах и выплачивают им зарплату из бюджетных средств. Но местные органы власти имеют ограниченные финансовые возможности, так как по закону обязаны балансировать бюджеты и уже залезли в долги. Было бы гораздо более обоснованным и целесообразным, если бы центральное правительство взяло на себя ответственность за финансирование создания государственных рабочих мест.

Во-вторых, создание государственных рабочих мест должно учитывать реальные потребности экономики и общества. Это не означает,  что правительства просто предписывают государственным предприятиям нанимать сотрудников на работу. Местные органы власти должны работать с сообществами, чтобы выяснить, где и какие рабочие места необходимы. К счастью, нет недостатка в значимых рабочих местах, которые могут быть созданы, например, учителя государственных школ, рабочие места в сфере охраны окружающей среды и уборки, гиды-экологи, уход за детьми, уход за пожилыми людьми, здравоохранение и многие другие. Дело в том, что существует много рабочих мест, которые являются социально необходимыми и значимыми, но не представлены должным образом в частном секторе. Необходимо нанимать работников и проводить их обучение на рабочем месте. При этом важно обеспечить прожиточный минимум в виде пособий, сопоставимых со средними показателями по региону.

Кто-то может поставить под сомнение эффективность создания государственных рабочих мест. Но на самом деле неэффективно оставить  работников без работы. Кто-то может задаться вопросом о фискальном пространстве правительства. Но, как отмечают многие современные экономисты, центральное правительство Китая, как и многие другие монетарно суверенные страны, например, США, Япония и Великобритания, которые разработали пакеты налоговых стимулов стоимостью триллионы долларов, не столкнется с финансовыми ограничениями. Инфляция также не станет проблемой. Найм работников для увеличения предложения, а не только раздача пособий по безработице для поддержания потребительского спроса, поможет ослабить инфляционное давление. Что касается ”вытеснения” частной занятости, в обозримом будущем ищущих работу будет больше, чем вакансий. Государственные рабочие места, в свою очередь, генерируют доход и спрос, а также столь необходимые социальные услуги, которые могут привлечь частные инвестиции и рабочие места.

Как сказала американский конгрессмен Прамила Джаяпал, ”массовая безработица - политический выбор, причем плохой”. Безработица не только препятствует экономическому росту, но и ведет к бедности, неравенству, отсутствию безопасности и социальным волнениям. Китайскому правительству необходимо в ближайшее время разработать смелую и эффективную политику, направленную на непосредственное создание рабочих мест и обеспечение средств к существованию для своего народа.

7615 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ