США пообещали Объединенным Арабским Эмиратам продать новейшие самолеты F-35 в рамках конфиденциального положения, включенного в соглашение об установлении дипломатических отношений между государством Персидского залива и Израилем, пишет The Daily Beast в материале Is Trump’s Israel-UAE Peace Agreement Really Part of a Secret U.S. Arms Deal?
Продажа передовых систем вооружения ОАЭ поставит под угрозу военное превосходство Израиля в регионе, статус, который неизменно поддерживался США и Израилем со времен войны Судного дня 1973 года, когда Израиль был застигнут врасплох нападением четырех арабских армий. В прошлый четверг президент Трамп неожиданно заявил, что выступил посредником в заключении исторического мирного соглашения между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, которые, как и большинство арабских стран, никогда не признавали Государство Израиль. Израильский политический журналист Нахум Барнеа рассказал о предположительном условии соглашения: оказывается, наследный принц ОАЭ Мухаммед ибн Заид потребовал доступа к усовершенствованным самолетам и беспилотникам, прежде чем согласился рассмотреть возможность мирного урегулирования с Израилем.
Трамп может попытаться использовать соглашение, чтобы обойти оппозицию в Конгрессе, где двухпартийный альянс приостановил сделку по поставке оружия ОАЭ и Саудовской Аравии на сумму $7 млрд. Этот шаг американский президент назвал крупнейшим внешнеполитическим переворотом. Возможно, что участники переговоров вселили в ОАЭ надежду на то, что им будет разрешено приобрести F-35, хотя официальные лица США и Израиля знали, что продажи в конечном счете будут заблокированы.
В мае администрация прибегла к редко используемому чрезвычайному праву, чтобы позволить Трампу заключить сделку по продаже высокоточных боевых систем и F-35 странам Персидского залива. Однако благодаря соглашению с Израилем, которое многими расценивается как прорыв по заключению мира на Ближнем Востоке, может обеспечить более плавный процесс экспорта вооружений. Палата представителей и Сенат приняли постановления, направленные на блокирование продаж, но Трамп наложил на них вето.
На прошлой неделе генеральный инспектор Госдепартамента пришел к выводу, что использование чрезвычайного права соответствовало закону, но не включало адекватных мер по минимизации жертв среди гражданского населения. Согласие израильского премьера Нетаньяху завершит почти 50-летнее сопротивление Израиля продаже передовых стратегических систем вооружений другим странам региона. США, ближайший союзник Израиля, традиционно воздерживаются от продажи передовых оружейных систем арабским странам, ссылаясь на экзистенциальную потребность Израиля в сохранении ”качественного преимущества” - так в американских политических кругах называется военное превосходство Израиля в регионе. Помогая Трампу расчистить путь для продвижения потенциальных продаж, Нетаньяху придется развеять опасения собственных военачальников, министров обороны и иностранных дел - важных членов хрупкого коалиционного правительства.
В заявлении, в котором разоблачение было названо ”фальшивыми новостями”, Нетаньяху сказал, что ”историческое мирное соглашение между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами не включало никаких пунктов о сделках по оружию между Соединенными Штатами и ОАЭ”.
”На самом деле это правда, - сказал Барнеа The Daily Beast. - Нетаньяху согласился с продажей F-35, сохранив за собой право выступить против нее в смягченной форме, когда сделка о продаже станет достоянием общественности. В ходе трехсторонних переговоров Нетаньяху пришел к пониманию того, что эра израильского вето завершилась. Он сохранил за собой право выступить против сделки, в то время как все три стороны знают, что сделка по оружию все равно в итоге состоится”.
Министр обороны Бени Ганц, бывший начальник Генерального штаба армии, осудил отказ Нетаньяху проконсультироваться по поводу переговоров и на пресс-конференции заявил, что Израиль не согласится на продажи оружия, пока он занимает пост. ”Пока я министр обороны, мы продолжим строго защищать военное превосходство Израиля в регионе”. Министр иностранных дел Габи Ашкенази, член партии ”Синий-белый” Ганца, заявил: ”Нам ничего не известно о каких-либо гарантиях безопасности, включенных в соглашение с ОАЭ, и если они есть, то мы в их согласовании участия не принимали”.