Президент Армении Армен Саркисян подписал указ о проведении 5 апреля референдума по конституционным поправкам, который предусматривает досрочное сложение полномочий членов и председателя Конституционного суда (КС). Армянский премьер Никол Пашинян неоднократно обвинял главу КС Грайра Товмасяна в том, что он был избран путем фальсификации, а Товмасян, со своей стороны, утверждал, что власти занимаются его политическим преследованием. В ситуации разбирался обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.
Любая власть неизбежно озабочена двумя проблемами - реставрацией старого режима и нарождением новой оппозиционной силы. Обеспечение собственной политической безопасности требует продуманных решений и правильного определения основных угроз. Этим обусловлена политическая активность в Армении в начале наступившего года - Никол Пашинян озабочен действиями бывшего главы СНБ Армении Артура Ванецяна и действующего председателя КС республики Грайра Товмасяна, которые открыто критикуют политику премьера, всячески выказывая ему недоверие.
Артур Ванецян - классический кадровый армянский силовик, чья репутация на момент назначения главой СНБ не отличалась от репутаций сотен обычных заместителей начальников ведомств. До "бархатной революции" он находился на вторых ролях в силовых структурах республики. После событий весны 2018 года Ванецян становится главой республиканской Службы безопасности и одним из самых близких соратников Пашиняна. В 2018 году Пашинян еще не мог бросить вызов силовым службам Армении, поэтому искал поддержки среди тех, с кем готов был поделиться своей популярностью. Возможно, он пожалел об этом - пропагандистская акция, которая началась со страниц принадлежащей семье Пашиняна газеты "Айкакан жаманак" в одночасье превратила соратника в национального предателя и заговорщика.
К слову, и сам Ванецян постарался объявить в многочисленных интервью, что остается одним из самых информированных людей в Армении, хорошо осведомлен о деталях сценария смены власти и знает истинных кураторов Пашиняна.
Бывший глава СНБ Армении намерен создать собственную политическую партию и стать оппозицией действующей власти. Учитывая связи, харизматичность, возможности и опыт силовика, Ванецян не упустит возможности консолидировать вокруг себя оппозицию, тем более что в глазах армянской общественности его имидж за годы службы в структурах безопасности почти не пострадал.
Другой не менее опасный оппонент Пашиняна - председатель Конституционного суда Грайр Товмасян – человек, который препятствовал переходу КС под контроль новой власти. Именно Товмасян отказался уходить в отставку и не поддерживал быстрое делопроизводство в отношении подследственного экс-президента Армении Роберта Кочаряна.
Еще год назад Пашиняну казалось, что на волне его народной популярности высокие армянские чины будут искать возможность войти в круг доверия премьера, чтобы сохранить свои должности. Однако именно конфликт между Пашиняном и Конституционным судом продемонстрировал слабость позиций премьера перед устоявшейся в Армении номенклатурой, которая избрала выжидательную позицию и стала наблюдать за противостоянием Пашиняна и Кочаряна.
Эксцентричный популистский призыв блокировать здания судов в мае 2019 не возымел должного эффекта и нанес имиджевые потери Пашиняну. Вслед за Кочаряном под следствием оказался еще один экс-президент республики Серж Саргсян. Посадить Саргсяна за решетку Пашиняну будет гораздо сложнее, тем более что в этом процессе председатель КС республики дал понять, что не окажет всю необходимую поддержку "народному премьеру".
Очевидно, что лишение полномочий Товмасяна – давно назревавший вопрос, но, как его решить максимально быстро и безболезненно, Пашинян не знает. Поэтому заявленное проведение референдума о назначении новых судей КС - вынужденная мера премьера. Она призвана убрать Грайра Товмасяна с шахматной доски армянской политики и стать индикатором реального уровня доверия премьеру. Надо ли говорить, что Пашинян очень сильно рискует.
Фактически ни Товмасян, ни Ванецян не пошли на сделку с премьером, который сейчас будет стремиться посадить обоих за решетку. В случае неудачи, премьер-министр может создать условия, в которых Ванецян и Товмасян будут вынуждены покинуть Армению. Пашинян не может спокойно наблюдать за тем, как растут рейтинги обоих его оппонентов. Если они перевалят за опасный уровень, Пашинян будет вынужден сам бороться с объединяющейся оппозицией и доказывать обществу, что не стремиться узурпировать власть. В конце концов Пашиняну придется аргументировать законность уголовного процесса в отношении Ванецяна и Товмасяна и доказывать всем, что все это не банальное политическое преследование. Такая ситуация, в свою очередь, чревата более серьезными имиджевыми потерями уже в глазах международных политических структур, в том числе ЕСПЧ.
Тем не менее Пашинян будет действовать, поскольку полагает, что Ванецян и Товмасян – преграда на пути окончательного разгрома карабахского клана и последующей приватизации его собственности. Без этого невозможно приступить к следующему шагу – нейтрализации контрреволюции. Пашинян не сможет склонить на свою сторону всех колеблющихся республиканских чиновников мелкой и средней руки, а также окончательно подчинить своей воле политическую вотчину Кочаряна и Саргсяна – оккупационный режим в Карабахе пока все его решения не будут максимально легитимизироваться новой политической элитой Армении.