Вчера, выступая перед агдамской мечетью, пережившей две карабахские войны и ставшей символом освобожденного от оккупации города, президент Азербайджана назвал разрушенный Агдам "свидетелем армянского вандализма", пообещав возродить город и сделать его еще краше. "Мы восстановим оставшиеся исторические памятники в наших городах и еще раз продемонстрируем нашу силу", - сказал Ильхам Алиев.
Работа предстоит большая – Агдам фактически представляет собой город-призрак. Лучиком надежды на возрождение как самого города, так и израненных душ его жителей стали слова из Корана на входе в чудом уцелевшую Джума-мечеть:
إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا (Воистину, мы даровали тебе явную победу) فَوَرَبِّكَ لَنَسْأَلَنَّهُمْ أَجْمَعِيْنَ (Клянусь Господом, мы непременно всех их спросим) عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ (о том, что они совершали).
Эти слова освободители восприняли как пророчество о победе Азербайджана и как предвестник того, что вандалы непременно будут наказаны. Но здесь, конечно, вопрос не в победе мусульман над христианами. Все авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам и их ответвления) имеют общую основу, признавая единого Бога, творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Последователи авраамических верований убеждены, что Всевышний слышит молитвы и реагирует на действия своих созданий; в документах всех трех вероисповеданий встречаются описания похожих мест, событий и персонажей; везде идет борьба добра со злом. Главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели, во всех трех религиях – сатана. В своей поэме "Сатана" написанной в 1918 году, азербайджанский поэт и драматург Гусейн Джавид называет его причиной всех предательств, а предателей – его последователями.
Если рассматривать карабахский конфликт с точки зрения авраамических религий, то получается, что его зачинщиками стали люди, одержимые дьяволом, предавшие добрососедские отношения, существовавшие между армянами и азербайджанцами в течение веков, захватившие соседские дома, земли, разрушившие храмы.
Последнее особенно удивительно, ведь любой храм, будь то церковь, мечеть или синагога, для верящих – Божий дом. Все они предполагают схожие нормы поведения. Так к храмам относились и в Карабахе. Однако зачинщики конфликта не только предали своих соседей и друзей, но не перестают делать это сейчас, используя различные площадки для обнародования зачастую лживой информации. Воистину, контроль совести прекращается, как только начинается господство гордыни, которая начинает всячески вытеснять из души человека все здравые мерки истины.
Но в борьбе между добром и злом должно победить добро, и тем, кто был одержим дьяволом, непременно придется ответить за содеянное.