Согласно недавно обнародованному проекту Энергетической стратегии развития России до 2035 года, страна планирует увеличить добычу угля на внутреннем рынке до 448-530 млн тонн в год до 2024 года и до 485-668 млн тонн в год до 2035 года. Resource World Magazine в материале Russia eyes big plans for coal production and exports, стратегия разработана Министерством энергетики России. В дополнение к значительному увеличению внутреннего производства в течение следующих 15 лет, планы предусматривают удвоение экспорта в тот же период.
В последние годы российский угольный сектор развивается крайне успешно. В 2019 году добыча угля в стране превысила 440 млн тонн, что является самым высоким показателем страны за последние 11 лет. Это, однако, только начало. В соответствии с новой стратегией, внутреннее потребление угля в России к 2035 году увеличится более чем на 12% по сравнению с текущими показателями (до 196 млн тонн), а доля российского угля на мировом экспортном рынке возрастет с нынешних 11% до 25%.
Основными рынками сбыта российского угля останутся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Африка. Российское правительство вместе с ведущими отечественными производителями угля возлагает большие надежды на эти рынки, несмотря на недавно объявленные планы некоторых крупных мировых потребителей и производителей угля, таких как Китай и Индия, сократить долю угольного сектора во внутренней структуре энергетики в течение следующего десятилетия.
Подобные планы могут создать серьезные трудности при реализации амбициозных планов России по экспорту, принимая во внимание недавние прогнозы Deloitte Russia, заявившего, что доля угля в производстве электроэнергии на западных рынках в ближайшие несколько лет снизится почти до нуля.
Между тем аналитики российского Министерства энергетики и ряд независимых экспертов энергетического сектора считают, что для увеличения собственного экспорта Россия должна вытеснить других игроков с рынка. Последнее, по их словам, будет в основном зависеть от способности страны поддерживать производственные издержки на текущем, низком уровне.
Хотя затраты на добычу угля в России одни из самых низких в мире (с высоким качеством получаемой продукции), значительные транспортные расходы, в первую очередь на железнодорожный транспорт, делают конечную цену российского угля практически сопоставимой с ценами, предлагаемыми глобальными конкурентами российских компаний, а именно Австралией, Индонезией и ЮАР.
Аналитики возлагают надежды на энергетический уголь, мировой спрос на который, по прогнозам, будет продолжать расти в ближайший период, хотя и не более чем на 1-3% в год. Тем не менее текущая ситуация с энергетическим углем в России осложняется низкими ценами на него на мировых рынках, которые в июле 2019 года упали до самых низких показателей с июня 2016 года - всего $47 за тонну. Такая цена, по мнению аналитиков, ниже уровня безубыточности большинства производителей угля в России.
Чтобы диверсифицировать поставки угля, уделяя больше внимания Востоку, Россия планирует начать более активное развитие своей железнодорожной и портовой инфраструктуры: будет расширена пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Аналитики также считают, что реализация угольных амбиций может осложниться недавно объявленными планами России по увеличению экспорта газа. В начале декабря 2019 года ”Газпром” ввел в эксплуатацию газопровод ”Сила Сибири”, по которому природный газ из Якутии транспортируется в Приморский край и Китай.