На этой неделе президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден провели первый телефонный разговор. В отчетах двух столиц о беседе лидеров акцент делается на разных пунктах: стороны выразили желание не навредить связям, но и не договорились немедленно устранить существующие разногласия в двусторонних отношениях. Как отмечает китайская ежедневная газета, специализирующаяся на освещении международных событий, Global Times, в процессе любой будущей перезагрузки между США и Россией возникнет немало препятствий. У РФ и США принципиально разные взгляды на международный порядок.
Во-первых, США стремятся сохранить свою глобальную гегемонию, а Россия - сторонник многополярности. У каждой из двух мощных военных держав собственные проблемы безопасности, из-за чего им сложно не рассматривать друг друга как угрозу. В таких условиях ослабить напряженность между двумя странами будет непросто. Игра между ними в сфере стратегической безопасности не прекратится, а общая конкуренция не уменьшится по целому спектру самых вопросов от сирийского кризиса до иранской ядерной проблемы.
Во-вторых, США считают Россию главной опасностью. Американская дипломатическая элита рассматривает Москву в качестве самой серьезной угрозы национальным интересам страны со времен холодной войны. Что касается геополитики и идеологии, с точки зрения Вашингтона, Россия является геополитическим противником, который стремится подорвать международный статус США, а также их демократические убеждения и либеральные ценности. С 2016 года американские демократы критикуют Россию за вмешательство в выборы, а Демократическая партия инициировала расследование Russiagate. Таким образом, не стоит ожидать, что новая демократическая администрация внезапно улучшит отношения с Россией.
В-третьих, налаживанию связей между США и Россией препятствует европейский фактор. В некоторых странах Восточной Европы сильны антироссийские настроения. США часто использовали Россию, чтобы рассорить ”новую” и ”старую” Европу и таким образом сохранить свое влияние на континенте.
За прошедшие четыре года администрация Трампа поддержала Брексит, ввела новые высокие тарифы и заставила союзников тратить больше на оборону. Эти меры серьезно ослабили отношения между Европой и США. С приходом Байдена США сосредоточатся на восстановлении отношений со своими европейскими союзниками. Использование ”российской угрозы” в качестве стратегии может преодолеть разногласия между США и Европой, но также создаст препятствия для улучшения отношений между США и Россией.
За последние два десятилетия в отношениях США и России были взлеты и падения, и они несколько раз ”перезагружались”. Администрация Трампа пыталась стимулировать улучшение двустороннего партнерства. Тем не менее связи не наладились, а обе страны вступили в более острую конкуренцию с точки зрения вооруженных сил, дипломатии и безопасности. Отношения между США и Россией трудно перезагрузить в основном из-за внутренних структурных противоречий, которые невозможно преодолеть в краткосрочной перспективе.
С точки зрения внешней политики, США всегда придерживались менталитета времен холодной войны и принципа игры с нулевой суммой. Вашингтон всегда выбирал путь конфронтации и придерживался системы сдержек и противовесов, что затрудняло улучшение отношений с другими странами.
Сегодня систематические основы поддержания международной безопасности и стабильности между США и Россией находятся в шатком положении. Договор по ПРО и Договор о РСМД, два из трех основных договоров о контроле над вооружениями, подписанных двумя государствами для поддержания стабильности международных систем контроля над вооружениями и разоружения, уже истекли, но после телефонного разговора между Байденом и Путиным стороны договорились о продлении ядерного договора СНВ-3 на пять лет. После выхода США из Договора по открытому небу в ноябре 2020 года Россия заявила, что также выйдет из соглашения.
Жестокая конкуренция между Вашингтоном и Москвой серьезно сказывается на глобальной стратегической стабильности. Стабильность отношений между США и Россией имеет большое значение для мира и глобального развития. Только придерживаясь принципа взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, страны могут прийти к мирному сосуществованию.