Вестник Кавказа

Палестинцы обвиняют ОАЭ в предательстве

Newsweek
Палестинцы обвиняют ОАЭ в предательстве

На этой неделе администрация президента Дональда Трампа отметила ”исторический дипломатический прорыв” в нормализации отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами – ОАЭ стали третьей страной арабского мира после Египта и Иордании, которая установила с Израилем дипломатические и экономические отношения.

Newsweek в материале Palestinians Accuse UAE of Israel Betrayal. But Bahrain, Oman May Follow отмечает, что хотя соглашение и не стало полной неожиданностью, ОАЭ - всего лишь третье арабское государство, восстановившее связи с Израилем после войны 1948 года, в результате которой сотни тысяч палестинцев покинули земли на территории нынешнего Израиля. Событие принесет как Трампу, так и премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху ценные внешнеполитические победы, которые так необходимы двум лидерам, столкнувшимся с внутренними политическими потрясениями и обвинениями в преступности.

Но для палестинцев, уже отстраненных от мирных переговоров на Ближнем Востоке и все более игнорируемых региональными державами, соглашение нанесло "удар по Арабской мирной инициативе и решениям, принятым на арабских и исламских встречах высшего уровня”. ”Это акт агрессии против палестинского народа”, - сказал Набиль Абу Рудейна, пресс-секретарь палестинского лидера Махмуда Аббаса.

”Палестинское руководство отвергает действия Объединенных Арабских Эмиратов и считает это предательством по отношению к Иерусалиму, мечети Эль-Акса и делу палестинцев”, - сказал Рудейна.

Палестинские территории в секторе Газа и на Западном берегу, по крайней мере те районы, которые не заселены израильскими общинами и не находятся под израильским военным контролем, остаются разделенными между правительствами ХАМАС и ФАТХ, внутреннее управление там практически отсутствует, а международное сообщество не имеет влияния.

Региональная траектория ясна: палестинский вопрос уходит на второй план у арабских стран, а опасения по поводу Ирана преобладают. Новое поколение авторитарных лидеров в Персидском заливе больше не хочет, чтобы палестинский вопрос мешал им, и стремится продвигать собственные экономические и дипломатические проекты.

Как указано в совместном заявлении, соглашение принесет пользу всем трем сторонам, ”будет стимулировать экономический рост, совершенствовать технологические инновации и налаживать более тесные отношения между людьми”. 

Такие страны как Бахрейн, который провел саммит, где были представлены элементы ближневосточного мирного плана Трампа и где находится Центральное командование ВМС США, и Оман, долгое время играющий роль посредника между Израилем и другими странами Персидского залива, несмотря на приход к власти нового султана, будут пристально наблюдать за развитием событий, считают эксперты.

Вчера министерство иностранных дел Омана выступило с заявлением, выразив осторожную поддержку принятому решению. Там надеются, что решение будет способствовать достижению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Министерство иностранных дел Бахрейна охарактеризовало сделку как ”исторический шаг”, который будет способствовать ”укреплению стабильности и мира в регионе”, особо высоко оценив израильское соглашение о прекращении запланированной аннексии части палестинского Западного берега.

”Думаю, другие страны последуют этому примеру, - сказал Хью Ловатт из Европейского совета по международным отношениям. - Многое будет зависеть от того, что произойдет в следующие несколько дней”.

Арабские столицы, несомненно, выразят свой гнев, а его масштабы и характер будут определять, что будут делать дальше страны Персидского залива. ”Если реакция будет управляемой, ограниченной или ее вовсе не будет, то ряд других стран последует примеру ОАЭ”, - сказал Ловатт.

Тесные арабо-израильские отношения развивались в течение многих лет, несмотря на отсутствие официального признания, чему частично способствовала неопределенность в отношении позиции арабской общественности к полноценным дипломатическим связям.

Саудовская Аравия придерживается по той же траектории, что и ОАЭ, Оман и Бахрейн, когда дело доходит до более теплых отношений с Израилем, отмечает Тарек Бакони, старший аналитик Кризисной группы по израильско-палестинскому вопросу и экономике конфликта.

Но королевской семье Саудовской Аравии, учитывая уникальный титул короля как хранителя двух святынь, придется действовать медленнее, чем их эмиратским соседям. ”Саудовская Аравия, вероятно, ждет последствий этого заявления, чтобы решить, как действовать дальше”, - сказал Бакони Newsweek.

Независимо от того, кто первым пойдет на сближение, шаг ОАЭ является важной вехой в арабо-израильских отношениях. ”Думаю, что это некий переломный момент, шаг, на который арабские режимы ранее не могли решиться”, - сказал Бакони.

Для палестинцев картина менее радужная. ”По сути, палестинцы остаются там же, где они были позавчера, в том смысле, что они политически маргинализированы в регионе”,  - сказал Бакони.

Администрация Трампа занимает непримиримую произраильскую позицию, при каждой возможности демонстрируя враждебность по отношению к Палестине. Арабские страны все больше смотрят в будущее, не ограничиваясь израильско-палестинской проблемой, при этом нервно следя за Ираном и стремясь к сотрудничеству в области региональной безопасности. И Европейский союз, несмотря на всю свою риторику по поводу поведения Израиля, еще не показал, насколько далеко он на самом деле готов пойти в поддержку решения о создании двух государств.

Соглашение с ОАЭ заключалось при условии отказа Израиля от своего плана аннексии значительной части Западного берега, хотя Нетаньяху уже сказал, что не откажется от проекта по распространению суверенитета Израиля на палестинскую территорию.

По словам Ловатта, таким образом у ОАЭ появляется политическое прикрытие, в то время как военная оккупация и фактическая аннексия продолжаются. Насколько быстро другие государства Персидского залива последуют примеру ОАЭ, будет частично зависеть от общественного мнения по поводу отмены откровенной аннексии.

”Эмиратам и другим странам может быть невыгодно идти не сближение,  если Нетаньяху громко скажет: ”На самом деле мы не приостанавливаем аннексию””, - пояснил Ловатт.

10735 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ