Вестник Кавказа

Неустойчивый альянс Гани и Абдуллы

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Неустойчивый альянс Гани и Абдуллы

Президент Афганистана Ашраф Гани и его политический соперник Абдулла Абдулла пришли к соглашению о разделении власти - создании инклюзивного правительства и Высшего совета национального примирения. Об этом сообщил представитель афганского президента Седик Седикки. Лидеру этнических узбеков Афганистана генералу Абдулрашиду Дустуму будет присвоено звание маршала. Однако ставить точку в политическом кризисе рано.

"Политическое соглашение между президентом Гани и доктором Абдуллой Абдуллой было подписано. Доктор Абдулла возглавит Высший совет по национальному примирению, и члены его команды будут включены в состав кабинета", - сообщил в Twitter Седик Седикки. Это означает, что доктор Абдулла будет курировать предстоящие переговоры администрации с движением "Талибан" (запрещено в РФ). Напомним, что переговоры должны были начаться еще 10 марта 2020 года, в соответствии с соглашением, подписанным в февраля между США и "Талибан". Но из-за разногласий между Гани и Абдуллой, переговоры откладывались, поскольку после выборов в сентябре 2019 года каждый из них считал себя президентом Афганистана.

"Впрочем, многоцентричность власти существовала, по сути, с ноября 2014 года, когда тогдашнему госсекретарю США Джону Керри удалось создать компромисс между Ашрафом Гани и Абдуллой Абдуллой, получивший довольно пафосное — в проекции на реальность — название "правительства национального согласия". Находящаяся в большом количестве противоречий с конституцией страны, созданная тогда и просуществовавшая фактически до конца 2019 года конструкция высшей власти была не просто не эффективной, она была направлена на растущую фрагментацию афганского общества, или, по крайней мере, афганской элиты, по всем существующим расколам: межэтническим, межплеменным, межрегиональным, связанным с внешними влияниями", - сказал "Вестнику Кавказа" доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.

Ашраф Гани останется на посту президента. Договоренности касаются и того, кто будет теперь контролировать несколько ключевых министерств в стране. Разногласия как раз и были вызванным спором по формированию правительства.

Абдулла Абдулла получил контроль над министерствами юстиции, труда и социальных дел, беженцев и репатриации, транспорта, экономики, сельского хозяйства, ирригации и животноводства, высшего образования, границ и племенных вопросов, промышленности и коммерции, телекоммуникаций и информационных технологий. При этом губернаторов афганских провинций будут назначать только с согласия обеих сторон. Кандидатов на этот пост будут предлагать на основании реальных заслуг.

Казалось, в афганском политическом кризисе можно поставить точку. Однако, как считает Александр Князев, кризис лишь отложен. Достигнутые договоренности недолгосрочны. Много людей, которые поддерживали доктора Абдуллу в его конфронтации с президентом Гани, не удовлетворены, они по сути остались за бортом. Поэтому, этот альянс временный. "Это антиконституционная конструкция, точно такая, как и была после выборов 2014 года", - полагает эксперт. По его словам, конфликтогенность ситуации сохранится. Поскольку легитимность президентства Ашрафа Гани базируется не на результатах выборов, а поиске новых политических договоренностей персонально с Абдулло Абдуллой. Причем сегодняшние союзники Абдуллы, как и в предыдущий постэлекторальный период, вовсе не обязательно останутся таковыми в случае нахождения компромисса Гани с Абдуллой.

"В этом контексте можно рассматривать и попытки Ашрафа Гани привлечь на свою сторону некоторых сегодняшних партнеров Абдуллы, в частности, из числа лидеров этнополитических партий и групп. Примером такой тактики может служить эпизод начала марта, когда Ашраф Гани при посредничестве вице-президента Афганистана Сарвара Дониша предложил лидеру хазарейцев Мухаммаду Мухаккику отречься от Абдуллы. Взамен предлагалось одно министерство, три провинции, посты начальников полиции в трех провинциях, один военный корпус… Позже Абдулрашид Дустум заявлял, что Ашраф Гани отдельно ему предложил министерское кресло, руководство ведомствами и деньги для того, чтобы он отказался оказывать поддержку Абдулло Абдулло", - напомнил Князев.

По мнению эксперта, интересы участников альянса, сложившегося вокруг Абдуллы по результатам выборов, разнонаправлены. После заключения соглашения 2014 года и неконституционного назначения Абдуллы на пост премьер-министра он потерял поддержку и всех своих тогдашних союзников.

Интересно, что в тексте соглашения предполагается присвоение Дустуму звания маршала. По всей видимости, он удовлетворен новыми эполетами. Будет ли Дустум играть более активную роль в афганской политике, пока не ясно. "Ясно только то, что кризис не преодолен. Доктор Абдулла может создать немало проблем в процессе переговоров с талибами, что только усугубит ситуацию, - отметил эксперт. - Один из людей, близких к покойному лидеру Северного альянса Ахмад Шаху Масуду, сказал мне: "Носить портфель за Масудом, еще не означает быть политическим наследником Масуда. Абдулла Абдулла был техническим помощником Масуда. Вся его поддержка на выборах президента была ситуативной. Люди голосовали не него, а против Ашрафа Гани. Сегодня от него подавляющее большинство сторонников отвернется".

Тем не менее достижение договоренности между двумя главными афганскими политиками уже приветствовали в США, Европе и на Востоке. Официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Аббас Мусави заявил, что страна готова "оказать содействие межафганскому политическому диалогу и помочь в продолжении процесса единения афганских групп и группировок, что касается и "Талибана".

На решение Ашрафа Гани и Абдуллы Абдуллы отозвались госсекретарь США Майк Помпео и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Представитель по внешней политике и политике безопасности Евросоюза Жозеп Боррель назвал подписание соглашения важным шагом. "Афганистан будет сильнее, если будет един, нежели если будет разобщен, — написал он в Twitter — Сейчас необходимо заняться преодолением кризиса COVID-19, насущными нуждами афганского народа и подготовкой мирных переговоров".

МИД Узбекистана выразил надежду, что эти важные решения откроют путь к политическим переговорам и установлению прочного и долгосрочного мира в соседнем Афганистане. "Со своей стороны, Узбекистан будет и далее укреплять отношения дружбы и добрососедства с народом Афганистана, всячески поддерживать межафганский политический процесс и оказывать всемерную помощь в строительстве мирного и процветающего Афганистана", - отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства страны.

13425 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ