Вестник Кавказа

Москве и Анкаре в Сирии необходим компромисс

Михаил Симонов
Москве и Анкаре в Сирии необходим компромисс

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, все-таки встретятся в начале марта и обсудят ситуацию в Сирии. В провинции Идлиб стороны несколько раз оказывались на грани прямого столкновения. Иначе, по оценке военных экспертов, быть и не могло: когда на небольшом "пятачке" оказываются крупные военные силы, преследующие различные цели, да еще при вовлеченности более мелких, но достаточно воинственных сил, конфликт между ними становится вопросом времени.

Между тем, как пишет The Guardian, пока Москва и Анкара демонстрируют упорство в поддержке различных сторон, участвующих в конфликте, число беженцев достигло почти миллиона. По другим данным, даже перевалило за эту катастрофическую отметку, а находящимся в лагерях детям угрожает смерть от переохлаждения - палатки, далеко не все из которых оснащены хоть какими-то обогревателями, не являются самым надежным убежищем. И это на фоне продолжающихся столкновений между поддерживаемыми Россией войсками сирийского президента Башара Асада и вооруженными оппозиционными формированиями, которым покровительствует Турция.

Идлиб – северная провинция Сирии, приграничная с Турцией. Это единственный регион Сирии, остающийся под контролем антиасадовских повстанцев. Через Идлиб проходит стратегический маршрут, который дает Сирии выход во внешний мир, чем в числе прочего также объясняется упорство правительственных формирований в попытках установить здесь контроль. Однако без помощи России измотанная продолжительными военными действиями и не очень приспособленная к ним армия Асада давно бы захлебнулась в собственных же атакующих действиях.

Собственно, то же самое можно сказать и про оппозиционные формирования – без помощи Турции, по различным данным, перебросившей в регион около 15 тысяч военнослужащих и технику, сопротивление сирийским правительственным войскам давно было бы сломлено.

С учетом этого появляется естественный вопрос – насколько "легитимна" помощь, которую участникам конфликта оказывают Россия и Турция? Что касается России, то ее действия в Сирии можно охарактеризовать привычным термином – "помощь дружественному государству", плюс все прочее, что стоит за подобной формулировкой. Россия активизировалась в Сирии после 2014 года. Тогда после введения западных санкций из-за Крыма Москва оказалась в трудном положении. Возможно, расчет был и на то, что ситуацию в Сирии как-то можно разменять, т.е. за урегулирование конфликта в Сирии, получить если не полную отмену, то смягчение санкций. Этот сценарий не сработал. Во всяком случае, пока. И сегодня российская авиация, базирующаяся на авиабазе Хмеймим, стала едва ли не главной ударной силой в борьбе правительственных сил с оппозиционными формированиями.

Турция же – лидер тюркского мира, считает себя ответственной за тюркоязычных единоверных жителей Идлиба. Это одно. Второе – пожалуй, наиболее важное. Эрдогану необходим абсолютный контроль над сирийско-турецкой границей во избежание взаимодействия курдских отрядов на территории Сирии и в самой Турции - это вопрос жизненной стратегической безопасности. Третье – по утверждению турецких властей, через границу из Сирии в Турцию перебрались десятки тысяч беженцев, что уже стало серьезной проблемой, а еще столько же или больше могут перебраться. ООН назвала ситуацию "близкой к крупнейшей гуманитарной катастрофе двадцать первого века", но ничего не рекомендовала в плане того, как быть с таким количеством людей, лишенных крова и средств к существованию.

Этот вопрос Эрдоган, кстати, адресовал европейским лидерам, усилившим критику Анкары за активное вмешательство в сирийские процессы, но внятного ответа не получил. Может быть, получит в ходе упоминавшейся встречи в начале марта – по неподтвержденным официально данным, в турецкую столицу помимо российского лидера могут прибыть президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель. Но на слишком эффективное содействие Берлина и Парижа Эрдогану рассчитывать вряд ли стоит. В этом положении в чистом выигрыше остаются пока США: президент Дональд Трамп на днях в Вегасе заявил, что считает замечательной перспективой добычу сирийской нефти американскими компаниями и выразил сожаление по поводу того, что такая возможность была упущена в Ираке, где проворнее оказались китайские компании. Откровенное и, конечно, циничное заявление, но подобному подходу Вашингтона удивляться не стоит, он не вчера проявился.

На данном этапе попытки Анкары и Москвы договориться со стороны больше напоминали имитацию диалога. Но ситуация приняла угрожающий характер. Анкара объявила о готовности провести в Идлибе военную операцию, и, возможно, Эрдоган будет добиваться от Путина "немного подвинуться в сторону". Москва же этот сценарий назвала наихудшим из существующих, что дает право предполагать, что Путин откажет Эрдогану в такой просьбе, если она прозвучит. Но им надо как-то договариваться, поскольку перспектива столкновения выглядит реальной, а тяжелые последствия этого непредсказуемыми.

11635 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ