Иран - одна из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса стран. Тегеран годами настаивал на необходимости ядерной программы в рамках развития атомной энергетики, но международное сообщество с подозрением относится к истинным намерениям страны, некоторые считают, что иранское правительство хочет на самом деле создать ядерное оружие.
Express в статье Iran World War 3 shock: Why coronavirus pandemic could end Tehran’s nuclear plans напоминает, что в 2015 году Ирану пришлось пойти на подписание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В соответствии с ядерным соглашением, Иран подвергался регулярным проверкам со стороны других сторон договора, Великобритании, США, Франции, Китая, России и Германии, и ограничивал обогащение урана в обмен на отмену санкций. Однако иранская сделка начала трещать по швам в 2018 году, когда президент США Дональд Трамп вышел из соглашения, полагая, что оно слишком снисходительно к Ирану. Трамп ввел жесткие санкции, и в начале этого года напряженность в отношениях между двумя странами стала нарастать.
Между тем, пандемия коронавируса может повлиять на ядерную программу страны, поскольку Иран не может бороться с вирусом самостоятельно, ему нужна помощь всего мира считает эксперт Iran International, д-р Пупаки Мохебали. Трамп приказал нанести удар беспилотника по иранскому генералу Касему Сулеймани, что привело к опасениям международного сообщества по поводу начала третьей мировой войны. Однако затем президент США предложил Ирану оливковую ветвь в виде гуманитарной помощи во время пандемии коронавируса, от которой Иран отказался. В ответ на предложение помощи духовный лидер Али Хаменеи Ирана назвал лидеров страны США ”шарлатанами”, создавшими смертельный вирус, и поклялся одержать победу над пандемией.
Д-р Мохебали продолжила: ”США и их союзники, включая Израиль и некоторые арабские страны в Персидском заливе, на самом деле не верят в то, что Иран соблюдает условия ядерной сделки. Если бы инспекторы могли приехать в Иран и контролировать всю ядерную деятельность, это было бы очень полезно, как в последние несколько лет. Однако сейчас инспекторы не могут приехать, что несколько осложняет ситуацию”.
Научный журнал The Bulletin написал в прошлом месяце, что приостановка инспекций ”потенциально может затянуться на несколько месяцев, и Иран не будет тратить время зря, если решит полностью выйти из ядерного соглашения”. Журнал также отмечает, что Иран ”накопил более 1000 килограммов низкообогащенного урана, что почти в три раза превышает количество, разрешенное в рамках сделки”. Поскольку Иран не соблюдает условия сделки после выхода из нее США, международное сообщество, скорее всего, не будет благосклонно. Д-р Мохебали задается вопросом: ”Собираются ли европейские страны, которые могут оказать давление на Китай, а также другие стороны ядерной сделки, поддерживать соглашение? Нам еще предстоит узнать, откажется Иран от СВПД или нет после окончания пандемии. Но коронавирус оказывает значительное давление на иранцев".
С учетом более чем 50 000 подтвержденных случаев в соответствии с официальной статистикой, общественность хочет, чтобы правительство установило приоритетность чрезвычайной ситуации в области здравоохранения над любыми международными сделками. Д-р Мохабели говорит, ”что перспективы страны в отношении ядерной программы” изменились. Изначально ядерная программа поддерживалась экспертами, которые полагали, что она продвинет экономику и укрепит международное положение Ирана. Теперь, когда санкции США и пандемия усугубляют ситуацию в стране, акцент сместился с ядерных амбиций на непосредственную борьбу с опасным коронавирусом.