Каковы перспективы Транскаспийского трубопровода

Каковы перспективы Транскаспийского трубопровода

Предстоящее завершение строительства Южного газового коридора (ЮГК), нового источника и маршрута поставок газа в Европу, привело к возобновлению интереса к Транскаспийскому газопроводу (TКГ), рассматриваемому в качестве средства повышения энергетической безопасности Европы и связующего звена Центральной Азии с соседями по Каспию.

Atlantic Council отмечает, что вскоре ЮГК будет полностью готов к эксплуатации и начнет поставлять 10 млрд кубометров природного газа в год с азербайджанского газового месторождения ”Шахдениз” потребителям в Юго-Восточной Европе. Хотя ЮГК будет способствовать диверсификации поставок, его влияние будет ограничено относительно небольшим объемом поставляемого газа: всего 10 млрд кубометров в год для европейского рынка, потребность которого составляет 450–500 млрд кубометров. Вот почему США и ЕС давно продвигают концепцию ТКГ мощностью 30 млрд кубометров в год, который обеспечит доступ к богатым газовым месторождениям Туркменистана.

Что нужно для развития транснационального трубопровода? За последние 25 лет в Каспийском регионе было предложено множество вариантов нефте- и газопроводов. Почему проекты вроде трубопровода ”Баку-Тбилиси-Джейхан” (БТД) оказались успешными, а другие потерпели неудачу? В статье Центра стратегических и международных исследований (CSIS) утверждается, что есть четыре важнейших элемента для успешного запуска транснациональных трубопроводов: источник нефти или газа, компетентный коммерческий лидер, благоприятная экономика и политическая поддержка.

Как TКГ соотносится с этими четырьмя критическими элементами? Во-первых, нет определенного источника газа. Туркменистан обладает огромными запасами, но, хотя добыча на его новых газовых месторождениях в последние годы увеличилась, большая их часть предназначена для Китая по долгосрочным контрактам. Производственные мощности на старых месторождениях, которые ранее снабжали нефтью Россию, неизвестны, но можно с предположить, что они сократились. Следовательно, для обеспечения ТКГ необходимо найти новый источник газа.

Во-вторых, в настоящее время нет никого, кто хочет или может играть роль коммерческого лидера. Если бы международной нефтяной компании была предоставлена доля в разведке и добыче в Туркменистане, она была бы в состоянии развивать ресурсную базу, необходимую для заполнения трубопровода, и действовать в качестве коммерческого лидера. Однако туркменское правительство продолжает запрещать иностранные инвестиции в добычу газа на суше.

Компания-разработчик трубопроводов может выступить в роли коммерческого лидера. Фактически первоначальный толчок к продвижению TКГ в конце 1990-х годов был инициирован именно такой компанией - PSG. Но попытка провалилась. За прошедшие двадцать лет ни одна трубопроводная компания не проявила серьезного интереса к TКГ. Это неудивительно, поскольку за пределами Северной Америки трудно найти пример транснационального трубопровода, разрабатываемого как коммерческий проект без финансового участия держателя ресурсов.

Даже если будут выполнены требования наличия ресурсной базы и компетентного коммерческого лидера, маловероятно, что поставки туркменского газа в Европу окажутся прибыльными.

Не только стоимость разработки газа высока, учитывая, что туркменский газ имеет значительное содержание серы, но и вся цепочка поставок также является дорогостоящей. Хотя Туркменистан построил трубопровод ”Восток-Запад”, соединяющий его крупные месторождения с Каспийским морем, он не установил компрессоры, необходимые для транспортировки 30 млрд кубометров газа. Добавим к этому стоимость самого ТКГ, чтобы транспортировать газ через Каспий. Для доставки газа в Европу можно расширить линию трубопроводов, составляющих ЮГК, но не более чем на 15 млрд кубометров в год, то есть потребуются дополнительные инвестиции в новую инфраструктуру на оставшийся объем. Последняя экономическая проблема заключается в том, что туркменский газ представляет собой легкий конденсат, в отличие от газа с месторождения ”Шахдениз”. По сути, конденсат с месторождения ”Шахдениз” и составляет используемый газ.

Подробная оценка экономики туркменского газа содержится в отчете Оксфордского института энергетических исследований за 2018 год. Основной вывод заключается в том, что туркменский газ не будет конкурентоспособным в Европе. Пока будущий спрос на газ в Европе находится под вопросом из-за экономического воздействия COVID-19 и аспектов, касающихся роли газа в будущей энергетической политике ЕС, трудно представить, что европейские покупатели будут подписывать долгосрочные и крупномасштабные соглашения о закупке туркменского газа. Таким образом, даже если бы проект получил субсидирование, он не смог бы достичь цели по доставке конкурентоспособного газа в Европу.

Без первых трех важнейших составляющих успеха трубопровода, как обстоят дела с политической поддержкой ТКГ? Несомненно, проект пользуется политической поддержкой Азербайджана и Туркменистана. США и ЕС также неоднократно выражали свое одобрение. Однако, как показывает опыт, политическая поддержка хоть и необходимое, но не достаточное условие успеха. Она не заменяет и не может сама по себе создать коммерческие и экономические предпосылки для успеха. С появлением новых производителей СПГ и сомнительным будущим спроса давление на газовые цены в Европе вряд ли ослабнет в ближайшее время. Эти экономические и коммерческие реалии сохранятся, даже если завтра Туркменистан изменит свою политику и пригласит международные нефтяные компании заняться разведкой на своей территории.

15865 просмотров




Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!