Вестник Кавказа

Как Европа разлюбила Китай

Foreign Policy
Как Европа разлюбила Китай

После долгих лет налаживания тесных экономических связей с Китаем, Европейский Союз в последнее время все чаще критикует жесткий подход Пекина к экономике и правам человека, причем многие официальные лица признают, что былое партнерство переросло в соперничество. Foreign Policy в материале How Europe Fell Out of Love With China пишет, что на этой неделе отношения между Европой и Китаем обострились после того, как долгожданный саммит лидеров завершился без совместного коммюнике, а президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен даже прибегла к жесткой риторике.

В течение многих лет Европа, как и США, стремилась подтолкнуть Китай к реформам в сфере торговли и ведения бизнеса, но в итоге не добилась успеха. Теперь европейские официальные лица открыто говорят о Китае как о конкуренте, которому необходимо начать вносить изменения, иначе он столкнется с растущими ограничениями со стороны крупнейшего торгового партнера. ”Мы стремимся к быстрому и существенному прогрессу, - сказала фон дер Ляйен после саммита, уточнив список невыполненных китайских обещаний по торговле, инвестициям, промышленным субсидиям, изменению климата и правам человека. - Мы рассчитываем на то, что китайское руководство будет соответствовать нашему уровню устремлений”.

На прошлой неделе ЕС обнародовал новую схему для борьбы с китайскими государственными субсидиями, дающими преимущество перед европейскими конкурентами. Кроме того, осенью этого года будет реализован давно запланированный механизм проверки инвестиций, предназначенный для защиты ключевых европейских фирм и отраслей от поглощений. Обе инициативы, хотя номинально касаются всех стран, не входящих в ЕС, нацелены против Китая.

”Создается впечатление, будто ЕС хочет показать, что настало время перемен”, - сказал Франс-Поль ван дер Путтен, эксперт по Китаю из Клингендельского Института в Нидерландах. Многие жалобы Европы на Китай похожи на те, что в последние годы предъявляли официальные лица США, в том числе президент Дональд Трамп. Но есть одна большая разница в реакции Европы на Китай, которая все еще отличает ее от тактики ”выжженной земли” Трампа. ”Европа гораздо большее значение придает Китаю. Есть некое чувство срочности действий, - сказал ван дер Путтен. - При этом ЕС по-прежнему убежден в том, что без Китая нет будущего. Поэтому мы не собираемся отгораживаться или экономически разъединяться. Об этом Европа не думает”.

На протяжении большей части прошедшего десятилетия экономические отношения Европы и Китая становились все более тесными. Двусторонний обмен товарами и услугами вырос за последнее десятилетие примерно на 60%, до более чем половины триллиона евро в год. Великобритания, будучи еще частью ЕС, развернула красную дорожку для китайских инвестиций и в течение последних пяти лет стремилась сблизиться с Пекином до изменения курса в этом году. В других частях Европы крупные китайские инвестиции в порты, железные дороги, телекоммуникации и энергосистемы были предоставлены таким странам, как Греция, Италия и Португалия. Китай получил определенное влияние на блок из 27 стран. Италия, например,  официально присоединилась к китайской программе инвестиций в инфраструктуру стоимостью триллион долларов и даже в разгар пандемии COVID-19 стремилась углубить свои отношения с Пекином.

Но укрепление экономических связей между партнерами также вызвало подозрение и обеспокоенность в связи с тем, что Китай скупает самые важные активы Европы. Лидеры Франции и Германии, в частности, встревожены тем, что приобретение Китаем ключевых компаний может подорвать национальную безопасность. Страны ЕС раздумывали над тем, разрешать ли китайской компании Huawei участвовать в развитии передовых сетей мобильной связи пятого поколения и в какой степени. Только что обнародованный план ЕС рассматривать иностранные промышленные субсидии в рамках тех же строгих правил, которые блок применяет внутри страны в отношении незаконной государственной помощи, стал очередным признаком того, что управляемая государством экономическая модель Китая слишком долго испытывала терпение Европы.

”Китай не понимает, что создание «национальных чемпионов» и их чрезмерное государственное финансирование вызывало враждебность во всем мире, особенно в Европе. Немецкие и французские компании считают, что сталкиваются с очень несправедливой конкуренцией”, - сказал Филипп Ле Корр, эксперт по Китаю и Европе в Гарвардской школе им. Кеннеди. По его словам, новая мера по борьбе с субсидиями ”действительно многое говорит об изменениях в настроениях Европы и о том, что комиссия обращает слова в действия”.

Критика Европы в отношении Китая на этой неделе была вызвана долгим периодом молчания. Предыдущие лидеры ЕС, например, инициировали создание механизма для проверки инвестиций, чтобы попытаться ограничить возможности Китая по скупке важнейших европейских компаний. Этой осенью новый механизм, наконец, будет введен в действие. Новый глава внешнеполитического ведомства Европы Джозеп Боррель безоговорочно называет Китай ”соперником” Европы, обостряя риторическое противостояние с Пекином, которое неуклонно усиливалось в последние годы.

”За последние пять лет восприятие Европейской комиссией Китая стало более критическим, и подобная тенденция становится все более заметной”, - сказал ван дер Путтен.

Требование Пекина об отмене международного договора с тем, чтобы ограничить гарантированные свободы Гонконга и ввести новый закон о безопасности, который по существу превратит анклав в еще один китайский город, оттолкнуло европейских лидеров, стремящихся найти баланс между противостоянием Трампа  и собственной чрезмерной уступчивостью.

Как сказала фон дер Ляйен после сорванного саммита, мнения обеих сторон также расходятся в отношении затянувшегося инвестиционного договора; несбалансированных торговых отношений с неравным доступом в Китае для европейских фирм; государственных субсидий; принудительной передачи технологий; реформы Всемирной торговой организации; промышленных избыточных мощностей в таких секторах, как сталелитейное производство; изменения климата; и, конечно же, борьбы с коронавирусом.

”В европейско-китайских отношениях не так много положительных моментов”, - считает Ле Корр. Фон дер Ляйен раскритиковала Китай за ущемление прав человека и попросила Пекин пойти на уступки в торговле и экономике, но серьезными мерами угрожать не стала. Подобная тактика частично отражает сложность выработать единую внешнюю политику среди 27 различных государств-членов.

Ключом к будущим отношениям между ЕС и Китаем может стать результат президентских выборов в США в ноябре, где предполагаемый кандидат от демократов Джо Байден занимает лидирующие позиции в опросах общественного мнения, даже в колеблющихся штатах. В то время как Байден, как и другие демократы, занимает агрессивную позицию в отношении Китая, он все-таки был вице-президентом в администрации Обамы, когда Соединенные Штаты стремились к стратегическому взаимодействию, а не прямой конфронтации со второй по величине экономикой мира.

”Нынешняя позиция ЕС во многом схожа с позицией Обамы: нам нужно работать с Китаем, но мы должны толкать их в направлениях, которые важны для нас, - сказал ван дер Путтен. - Поэтому, если Байден вернется к такому подходу, будет создана возможность сближения с Соединенными Штатами”.

В противном случае более конфронтационная позиция США поощрит такие страны, как Франция, которая призывает Европу играть более независимую роль на мировой арене, чтобы ей не пришлось выбирать между Китаем и Соединенными Штатами, сказал эксперт.

10420 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ