Вестник Кавказа

”Голубая Родина”: стратегия Турции в Восточном Средиземноморье

Euractiv
”Голубая Родина”: стратегия Турции в Восточном Средиземноморье

Цель стратегии ”Голубая Родина” состоит в том, чтобы вернуть Турции доминирующую роль в Средиземном море, а также торговую и морскую мощь, пишет исполнительный директор Geopolitical Futures Антония Колибасану в статье для Euractiv. Недавно предпринятые президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом шаги - визит в Турецкую республику Северного Кипра и объявление о возобновлении разведки турецких энергоресурсов в районе - призваны продемонстрировать, что он будет придерживаться своей стратегии ”Голубая Родина”.

Неизвестно, будет ли разработка каких-либо крупных месторождений в Восточном Средиземноморье жизнеспособной в нынешних климатических условиях, но Турции необходимо сдерживать угрозы вдоль своей береговой линии, и в сложившихся обстоятельствах поиск энергоресурсов соответствует этой стратегии. Визит Эрдогана в Северный Кипр состоялся всего через три дня после того, как посланник Турции в ООН обсудил с генеральным секретарем организации ”продолжающиеся вопиющие нарушения” Грецией международного права в Эгейском и Средиземном море. По словам посланника, несмотря на Лозаннский договор 1923 года, Афины милитаризовали острова возле Турции, которые должны оставаться демилитаризованными.

Турция хочет изменить договор, который предоставил Греции суверенитет над островами, расположенными недалеко от ее побережья, а также право исследовать и добывать природные ресурсы в море, что лишает Анкару важной экономической зоны. Накануне визита Эрдоган подчеркнул, что Турция продолжит разведку энергоресурсов в Восточном Средиземноморье. В 2019 и 2020 годах напряженность в отношениях между Анкарой и Афинами обострилась, когда Турция направила сейсмические исследовательские корабли в воды, оспариваемые Грецией и Республикой Кипр.

Турция официально не отказалась от своего желания присоединиться к ЕС, но ее усилия сместились в сторону обновления таможенного союза ЕС-Турция и безвизового режима. Социально-экономический кризис в Европе вкупе с кризисом беженцев заставили Анкару изменить отношения с Брюсселем. Учитывая, что один из основных маршрутов миграции с Ближнего Востока проходит через Эгейское море, Турции и Европейскому cоюзу (и особенно Греции как первой принимающей стране) пришлось сотрудничать, чтобы обуздать приток мигрантов. Подчеркиваемая Турцией милитаризация островов Грецией во многом связана с размещением сотрудников службы безопасности с целью гарантировать управление прибывающими мигрантами.

В то же время Турция пытается утвердиться в качестве ключевой страны-транзитера за счет европейского Южного газового коридора, участвуя в проектах трубопроводов TANAP и ”Турецкий поток”, по которым газ транспортируется с Южного Кавказа и из России. Когда в Восточном Средиземноморье были обнаружены запасы энергоресурсов, стремление Турции стать региональным энергетическим центром усилилось, несмотря на то, что надежды на улучшение отношений с Кипром и Грецией пошли на убыль.

После провала последнего раунда переговоров о судьбе Кипра в 2017 году Республика Кипр объявила о разработке своих месторождений. Турция осудила решение как нарушение прав турок-киприотов и начала ”политику канонерских лодок”, отправив военные корабли для предотвращения греческой инициативы и проведения собственных исследований в спорных районах.

Не только Турция, Кипр и Греция принимают участие в новой энергетической игре, разворачивающейся Восточном Средиземноморье. Первым бенефициаром газа, поступающего из региона, был Израиль, который стал экспортером с момента обнаружения запасов в 2010 году. Египет присоединился к клубу в 2011 году.

Затем страны создали исключительные экономические зоны на территориях, где были обнаружены энергоресурсы. Это привело к присвоению определенных территорий и, как следствие, заставило Турцию почувствовать себя ущемленной. Поэтому и была разработана собственная стратегия ”Голубая Родина”, в рамках которой Турция развивает военно-морской флот и усиливает способность защищать свои интересы за рубежом.

При Эрдогане стратегия стала синонимом обозначения морских районов, которых Турция была несправедливо лишена. Цель стратегии ”Голубой Родина” состоит не только в расширении турецкого влияния за рубежом, но и в удовлетворении многих внутриполитических и финансовых интересов Турции. Концепция подразумевает доминирующую роль Анкары в Средиземноморье, а также возвращение торговой и морской мощи. Согласно стратегии, географическое положение Турции является преимуществом, а не уязвимостью.

Наличие сильного военно-морского присутствия в Средиземном море, особенно в Восточном Средиземноморье, позволило бы Турции заявить претензии на запасы нефти и газа в спорных водах. Это, в свою очередь, поможет Анкаре стать энергетическим центром и достичь энергетической независимости.

18430 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ