Вестник Кавказа

Федеральные телеканалы и Кавказ: интерес на расстоянии

Олег Кусов

Кавказская тема не входит в число популярных на государственных телеканалах. К ней обращаются чаще всего информационные редакции – по следам громких, как правило, скандальных и террористических событий. Изучать Кавказ, населяющие его народы, помогать налаживать между ними нормальные отношения телевизионщики пока не готовы. И это несмотря на то, что половина региона уже более двух веков входит в состав России и уходить от нее никуда не собирается.

Северокавказскую уникальность держат взаперти?

Проведем эксперимент: найдем сайт с программой телеканалов. Забьем туда слово Кавказ и зададим поиск, есть ли телематериалы о столь самобытном и близком россиянам регионе в ближайшую неделю? Получается, что можно будет посмотреть семь передач о Кавказе на платных каналах HOME 4K, AIVA и Russian Travel Guide. Но где найти эти каналы, знает не каждый телезритель. Хотя, думаю, ради глубокой познавательной программы можно их поискать, даже в интернете. О чем эти программы? Читаем анонсы: о "кавказских голубцах", шашлыках, песнях, танцах, речках в окрестностях Сочи, о горных озерах в карачаево-черкесских горах… В принципе, неплохое темы, красивые кадры. Сытно, весело, возможно, познавательно. Но глубоко?

Уникальность Кавказа все-таки следует искать не в шаговой доступности от комфортабельного Сочи. Тысячи чудес природы и памятников истории и этнографии разбросаны по всем горным республикам. Например, в горах Осетии сохранились древние "чашечные камни", многочисленные лунки которых, заполняясь водой, становятся картой звездного неба. Специалисты пришли к выводу, что это астрономическая карта нартов – древнего народа, населяющего регион еще в доаланский период. Знает об этом среднестатистический россиянин? Сомневаюсь.

Горные ущелья любой республики – это не только музеи под открытым небом, но и природные санатории. Сам был свидетелем, как заболевшая ангиной в командировке редактор советского Центрального телевидения, решила не ехать в холодные горы, полечиться в городском тепле, но коллеги ее уговорили отправиться на несколько дней в высокогорное Цейское ущелье Центрального Кавказа. Она, конечно, корила себя за опрометчивый поступок, но было поздно – ей пришлось ночевать в холодном домике на высоте 1800 метров над уровнем моря. Через пару дней от ее ангины не осталось следа. Цейский оздоровительный эффект – это необычное сочетание воздуха от ледников, сосновых лесов и чистых речек. Да и я сам однажды лечил межреберную невралгию в холодном цейском лесу под проливным дождем – в одном спортивном костюме. Думали, что я не в себе, но болезнь ушла через день навсегда! Словом, есть о чем рассказать на Кавказе, и не только по платным мало кому известным телеканалам.

"Телестимулы просты и даже примитивны"

Но современное российское ТВ так же поверхностно относится и к другим самобытным регионам России, не только к Кавказу. В чем же дело? Почему познавательный контент фактически уступил место развлекательному – бесконечным телеиграм, шоу, "секретам на миллион"? Советскому ТВ как-то же удавалось сочетать такие передачи, как "Клуб кинопутешествий", "Очевидное – невероятное", КВН, "Песня года". Обсудить современное содержание российского ТВ я предложил социальному психологу, сотруднику кафедры психологии МГУ Алексею Рощину.

"Тут все просто и даже примитивно. Телевизионщики ныне борются за сиюминутное внимание зрителей. А его можно привлечь сильными стимулами. Сильный стимул – всегда простой стимул, не интеллектуальный. Для того, чтобы возник интеллектуальный интерес надо человека подготовить, создать ему множество предпосылок: чтобы он понял, что ему многое известно - одно, другое и третье, но из них вытекает нечто четвертое – уже неизвестное! Но ведь очень интересно вдруг бывает понять, как это четвертое вытекает из прошлых знаний? Пока телевизионщики будут таким образом готовить зрителя, он уже сто раз переключиться на развлекательный канал", - рассказывает психолог.

На ТВ выбрали простой путь, чтобы приковать людей к своим экранам. "Это то, что относится, как говорят психологи, к витальным потребностям: вопросы безопасности, жизни и смерти, секс, насилие (отсюда многочисленные сериалы про полицейских, следователей). Только эти темы могут быстро поймать внимание человека. Сложные материи не подходят – телеаудитория в них не успевает разобраться, а, главное, не имеет стремления к этому. Простые темы можно сравнить с условными красными вспышками, которые постоянно появляются перед нами в разных местах, и отвлекают людей от, как говорил Чехов, "несъедобных тем". Еще Чехов жаловался, что "несъедобное" обывателя не интересует. Сейчас обыватель встал в центр внимания телеканалов, он, главным образом, дает рейтинг, вот ему и говорят только про "съедобное", - убежден Алексей Рощин.

По его мнению, ТВ управляет обществом фактически тремя темами и одним сюжетом: "Насилие, секс, безопасность нам подаются и в разных сочетаниях, и в одном флаконе. Правда, знакомый сюжет: полицейский борется с бандитами и у него есть шикарная красотка. Люди должны чувствовать себя в безопасности и удовлетворено в сексуальной сфере. Мы находимся в перманентном кризисе, наше общественное сознание тянут вниз, и мы не успеваем добраться до верхних этажей пирамиды Маслоу (модель потребностей человека). Общественное сознание тянут вниз проблемы выживания и размножения, а если они не покрыты, то и верхние этажи тяжело покрывать".

17235 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября