Старт строительства автодороги "Север–Юг" в Армении был дан в 2009 году, когда было подписано первое кредитное соглашение с Азиатским банком развития, однако спустя 13 лет, 1 июня 2022 года, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что к этому времени построено всего 5-6% дороги.
Когда завершится строительство дороги "Север-Юг"?
На сегодняшний день в стране построено лишь чуть больше 30 км автодороги: участки Ереван – Арташат (19,6 км) и Ереван – Аштарак (11,4 км). Они были сданы в эксплуатацию в 2016 году, но без оформления акта приема–сдачи и с некоторыми оговорками, рассказала замминистра территориального управления и инфраструктур Кристине Галечян, читаем в интернет-издании Sputnik Армения.
"Хотя участки фактически используются, по договору они не введены в эксплуатацию полностью и окончательно, так как есть определенные недочеты, и компания-подрядчик не полностью их устранила. На забетонированных участках и сейчас можно увидеть трещины и неровности. У нас есть определенная сумма для устранения этих недостатков",– отметила замминистра, добавив, что арбитражное производство Армении против подрядной строительной компании пока в процессе.
На строительство участка Ереван-Арташат подрядчику – испанской компании "Корсан Корвиам" – было уплачено $60 млн, предоставленных Азиатским банком развития. Несколько лет назад той же компании было поручено строительство участка Аштарак – Талин, для которого правительство Армении взяло кредит в размере $170 млн. Этот участок "Корсан Корвиам" также оставила незавершенным, не только покинув стройплощадку, но и уехав из Армении, оставив свои договорные обязательства невыполненными. В 2019 году правительство страны приняло решение расторгнуть договор с этой организацией и объявить новый конкурс.
![](/upload/2022-06-09/165477423562a1d9dbca57b3.65999451.jpg)
Сейчас строительство дороги осуществляет один подрядчик – китайская организация "Синогидро Корпорейшн". "Строительные работы должны проходить на участке Аштарак-Талин в 42 км. Сейчас работы идут на участке Талин-Ланджик (8,7 км) и Ланджик-Гюмри (27,5 км). Таким образом, мы имеем текущие работы и на участке Талин-Гюмри", - отметила чиновник. Для завершения строительства предстоит построить участок Арташат-Сисиан в 175 км, Сисиан-Каджаран в 60 км, Каджаран-Агарак в 32 км и Гюмри-Бавра в 60 км. При этом самым дорогостоящим участком станет Сисиан-Каджаран, учитывая необходимость строительства большого количества мостов и тоннелей. Замминистра не стала озвучивать полную стоимость этого участка, но отметила, что правительство уже обратилось с заявкой на финансирование в Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
Финансирование следующего участка дороги – Каджаран-Агарак до границы с Ираном - уже взял на себя Евразийский фонд развития, выделивший на это кредит в $154 млн. Однако стоимость программы выросла, и правительству придется увеличить свою долю софинансирования программы. По словам Галечян, в правительстве надеются построить самый сложный и трудоемкий участок Сисиан-Агарак за 6 лет. "Если нам удастся в ближайшие год-два начать строительство и на остальных участках, то, мы сможем все завершить за 8-9 лет, включая проведение конкурсов и другие процессы", - отметила Галечян, добавив: по самым грубым подсчетам, строительство всей трассы обойдется бюджету Армении примерно в $3,5 млрд.
![](/upload/2022-06-09/165477439662a1da7c4c4dc8.32332750.jpg)
Власти Армении спешат принять новые законы
По инициативе правительства и согласно решению спикера Национального собрания (парламента) Армении Алена Симоняна армянские парламентарии сегодня собрались на внеочередное заседание, в повестку которого включено около 14 законодательных инициатив, - пишет газета "Иравунк". "В их числе и вопрос одобрения во втором и окончательном чтении законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон "О конфискации имущества незаконного происхождения". Складывается впечатление, что власти с этим вопросом уж больно торопятся, надеясь, что его реализация станет своего рода дубиной, направленной против некоторых оппозиционеров", - отмечает издание.
Также в повестке пакет законопроектов о внесении изменений в закон "Об административно-территориальном делении Республики Армения" и поправок в смежные законы, законопроект о внесении изменений в закон "О торговле и услугах" и так далее. Обсуждения пройдут в ускоренном режиме, то есть все вопросы будут обсуждены сразу в двух чтениях. Отметим, что парламентская оппозиция бойкотировала внеочередное заседание законодательного органа, однако оппозиционным фракциям "Айастан" и "Честь имею" не удалось самим созвать внеочередное заседание парламента из-за отсутствия парламентского большинства в лице "Гражданского договора". Во время регистрации табло показало присутствие в зале 33 депутатов, в то время как для кворума нужно как минимум 54-х. Напомним, оппозиция инициировала внеочередное заседание с целью обсуждения и принятия заявления.
У Армении появились большие претензии к Верхнему Ларсу
К регулярным пробкам на Военно-Грузинской дороге, ведущей к Верхнему Ларсу, за много лет уже все привыкли, но то, что происходит сейчас – это настоящая катастрофа, считает глава армянской логистической компании "Грин вей" Евгения Казумян, - читаем на страницах интернет-издания Sputnik Грузия.
"Многокилометровая очередь к КПП "Верхний Ларс" теперь начинается на подъезде к Тбилиси со стороны армяно-грузинской границы. В предыдущие годы пробка из фур была намного меньше и начиналась у города Душети в регионе Мцхета-Мтианети. У нас есть партнеры из Беларуси, с которыми мы сотрудничаем много лет, – они уже отказываются ехать в Армению. Скоро сезон фруктов, то есть скоропортящегося товара, и мы не берем на себя ответственность доставлять их. В целом, мало кто пойдет на это, учитывая ситуацию", - рассказала Казумян.
Некоторые фуры стоят в очереди на территории Грузии уже третью неделю. Дальнобойщики предполагают, что пробудут на территории страны еще около двух недель, а товар портится, и за каждый день простоя им начисляется штраф. В Северную Осетию собирается выехать делегация во главе с министром экономики Армении Вааном Керобяном, которая изучит обстановку с заторами у российско-грузинского КПП. Постановление премьер-министра о командировке уже опубликовано на сайте правительства Армении. Известно, что в состав делегации войдут замминистра территориального управления и инфраструктур Армен Симонян, зампредседателя Комитета госдоходов Ашот Мурадян и представитель Араратской территориальной таможни Арутюн Азгалдян.
Силовики массово бегут в Антикоррупционный комитет
Следователи полиции, Следственного комитета и других силовых структур Армении массово подают заявления об уходе, - пишет газета "Жоговурд". "Нам стало известно, что причиной их ухода является желание перейти на другую работу. В частности, многие из них хотят перейти в Антикоррупционный комитет. Главы областных и административных следственных отделов, начальники полиции регионов уже сдали экзамены, чтобы приступить к работе в Антикоррупционном комитете с более высокой зарплатой. Иными словами, в силовых структурах идет массовый отток кадров в Антикоррупционный комитет", - отмечает издание. Руководители силовых ведомств страны в ужасе – они не знают, как восполнить вакантные места, - добавляет автор публикации.
С приходом лета вернулись старые проблемы Севана
За последнюю неделю уровень Севана повысился на 3 см благодаря обильным осадкам и поступлению в озеро больших объемов воды из реки Арпа, однако в целом по положению на 5 июня уровень озера все же на 18 см ниже, чем годом ранее, - читаем на портале Sputnik Армения. В мае уровень озера Севан, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на 21 сантиметр, но затем разница постепенно уменьшилась. "Дело в том, что в этом году потеплело относительно поздно, и выпадавшие при низких температурах осадки в основном впитывались в грунт. В этом есть свои плюсы, поскольку грунтовые воды в конечном итоге, посредством ручьев и других природных источников также способствуют орошению Араратской долины", - рассказал директор научного центра гидроэкологии и ихтиологии НАН Армении Бардух Габриелян.
![](/upload/2022-06-09/165477454962a1db153997e6.24839488.jpg)
Дефицит воды должен быть восполнен за счет водных ресурсов озера Севан, однако допустимый объем забора воды из озера составляет 170 млн кубометров, что предусмотрено законом "Об озере Севан", и если он будет выполнен в большем объеме, положительный баланс озера будет нарушен: снижение уровня озера приведет к заболачиванию, ухудшит качество воды, что крайне негативно скажется на всей экосистеме. "Чтобы покрыть дефицит и сэкономить водные ресурсы Севана, необходимо, во-первых, построить дополнительные водохранилища, воду из которых можно будет использовать для орошения, энергетики и других целей, а, во-вторых, отремонтировать оросительные водопроводы. Из-за их износа мы теряем 40 млн кубометров воды в год. Часть средств, выделяемых на различные программы, можно было бы направить на предотвращение потерь воды", - рассказал директор Центра гидроэкологии и ихтиологии. По поводу водозабора из озера Севан и с другими вопросами ученые письменно обратились к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, однако ответа из офиса премьер-министра ответа пока так и не получили.
Иран налаживает "энергетическую дипломатию" с Азербайджаном и Туркменией
Тегеран за последние несколько месяцев активно наращивает энергетическое сотрудничество с Баку и Ашхабадом, одним из главных соглашений стало удвоение объема газа, транспортируемого из Туркмении в Азербайджан по иранским трубопроводам, - читаем на сайте иранского агентства IRNA. "На минувшей неделе министр нефти Ирана Джавад Оуджи посетил Баку, где провел переговоры с министром экономики Азербайджана Микаилом Джаббаровым. Стороны подписали ряд документов в области энергетики, нефти, газа, транспорта и торговли. Среди прочего был заключен меморандум о взаимопонимании и соглашение об удвоении объема газа, транспортируемого из Туркмении в Азербайджан по иранским трубопроводам", - пишет издание, подчеркивая: "торговля газом стала одним из способов для Ирана активизироваться в этом экономическом секторе". Для этого Тегеран использовал свопы в торговле газом и сумел возродить контракт на обмен туркменским газом с территории Ирана в Азербайджан.
"Эко-яйца" армянских производителей не признали экологичными
Комиссия по конкуренции Армении возбудила административные дела против трех птицефабрик за неправомерное использование слова "эко" на упаковках с яйцами, - читаем на страницах интернет-издания Sputnik Армения. "Дела возбуждены против птицефабрик "Аракс", "Арзнийское племенное хозяйство" и "Проект Интер-инвест", владеющей Ширакской птицефабрикой. Комиссия поручила компаниям исправить допущенные нарушения, а 19 апреля "Проект Интер-инвест" была оштрафована на 3 млн драмов (чуть больше $6 млн)", - говорится в публикации. По законодательству Армении для использования названий "эко", "био" и им подобных компания должна иметь органический сертификат, которого нет ни у одной из птицефабрик в стране, - отмечает издание.