Почти год назад, в мае 2019-го президент Грузии Саломе Зурабишвили подписала обновленный закон "Об общих судах", но в декабре Европейский союз раскритиковал процедуру отбора членов Верховного суда, кандидатуры которых были утверждены парламентом, поскольку сама процедура не соответствовала рекомендациям Венецианской комиссии. В ЕС сочли, что несколько назначенных кандидатов не пользуются широким общественным доверием. В марте парламент Грузии единогласно утвердил Нино Кадагидзе на пост главы Верховного суда, правда, оппозиция в заседании участия не принимала.
Social Science in the Caucasus в материале Appointment of Supreme Court Justices: What people in Georgia know and think about the process пишет, что в начале сентября 2019 года Высший совет юстиции представил парламенту Грузии список из 20 кандидатов на пост судей Верховного суда для утверждения. В сентябре-ноябре парламент провел слушания с участием кандидатов, а 12 декабря 14 кандидатов вошли в Верховный суд. Грузинские СМИ широко освещали эти события. Но что общественность Грузии знает о процессе назначения судей Верховного суда и как они относятся к вновь назначенным судьям и представителям судебных органов?
Опрос, проведенный с 30 января по 10 февраля 2020 года, показал, что мнение жителей Грузии разделилось: одни полностью доверяют судебным органам, другие относятся к ним с глубоким недоверием. Причем более половины респондентов хотя и слышали о процессе назначения в Верховный суд, но слабо верят в его прозрачность и практически не слышали о сами новых судьях.
Большинство грузиноязычного населения (63%) заявило, что они слышали о слушаниях в парламенте по поводу назначений в Верховный суд, и более половины респондентов (54%) ответили, что знают о результатах слушаний. Более половины (55%) из тех, кто слышал о назначениях, сообщают, что не доверяют самому процессу. Аналогично, более половины (53%) опрошенных, слышавших о процессе, считают, что парламент провел процесс назначения несправедливо.
У респондентов спрашивали, улучшится ли ситуация с правосудием стране, останется ли она прежней или же ухудшится, если кандидаты будут назначены судьями Верховного суда. Около четверти взрослого грузиноязычного населения (26%) сообщили, что назначение 14 кандидатов приведет к улучшению, столько же респондентов (26%) считают, что ситуация останется прежней. Около пятой части населения (20%) считают, что все станет еще хуже. Остальные либо не знали о данном процессе, либо отказались отвечать на вопрос. Аналогичный вопрос был задан в ходе опроса, проведенного в сентябре 2019 года: "Если 20 кандидатов будут назначены в Верховный суд, как вы думаете, улучшится ли ситуация с правосудием в Грузии, останется такой же или ухудшится?" Между двумя волнами опроса результаты существенно не изменились, хотя больше людей признались, что ничего не знают о процессе, и больше людей позитивно оценили влияние назначений.
В ходе опроса тех респондентов, которые были осведомлены о процессе назначения, попросили одним словом описать происходящее. Почти треть (32%) не дали никакого ответа, выбрав вариант "не знаю". В первую пятерку слов-ассоциаций вошли "несправедливость" (14%), "не доверяю" (14%), "предвзятость" (5%), "борьба" (5%) и "открытый процесс" (4%). В целом, 11% озвучили положительную ассоциацию, а 53% сообщили отрицательную. Один процент ответов был нейтральным. Два процента опрошенных отказалось отвечать на вопрос.
В ходе опроса респондентов спросили, должен или не должен ли каждый кандидат быть назначен в Верховный суд. Большинство людей не слышали о кандидатах. Приблизительно десятая часть населения одобрила назначения Нино Кадагидзе (11%), Георгия Микаутадзе (11%) и Шалвы Тадумадзе (10%). Все остальные кандидаты имели более низкий уровень одобрения.
Респондентам также было предложено назвать наиболее важные события минувших осени и зимы. Только 3% грузиноязычного взрослого населения назвало сради такх событий процесс назначения судей Верховного суда. Наиболее часто упоминаемыми событиями стали протесты в ответ на провал попытки ввести пропорциональную избирательную систему (13%), похищение доктора Важи Гаприндашвили (10%) и массовые аресты участников вышеупомянутого митинга (10%). Половина респондентов (49%) не смогла выделить наиболее важное событие за этот период. Общественность также разделилась в вопросе того, доверяют ли они Высшему совету юстиции, Верховному суду и судебной системе в целом. Выяснилось, что около половины населения доверяет и не доверяет каждому из этих ведомств. Этот результат не изменился с сентября, задавились те же вопросы.