Вестник Кавказа

Южный Кавказ за неделю (18-24 февраля)

Алексей Власов
Южный Кавказ за неделю (18-24 февраля)
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Прошедшая неделя в грузинской политике не выделялась скандальными событиями, что, откровенно говоря, становится нетипичным для этой южнокавказской страны. Впрочем, один эпизод может стать отправной точкой для нового конфликта - следственная служба Министерства финансов Грузии 22 февраля приняла постановление о виновности мэра Тбилиси Гиги Угулавы в связи с фактами легализации незаконных доходов и присвоения-растраты бюджетных сумм.
Таким образом, неизменными остались тенденции, которые определяли острый характер противостояния между Михаилом Саакашвили и Бидзиной Иванишвили на протяжении последних недель. Правящая коалиция по-прежнему сконцентрирована на увлекательном деле - судебных преследованиях сторонников действующего президента. В частности, в центре внимания грузинских СМИ оказался процесс по делу Бачо Ахалая. Именно братьев Ахалая считают едва ли не самыми опасными людьми в ближайшем окружении президента Грузии.
Ряд грузинских экспертов полагает, что в ходе судебного процесса могут быть оглашены сведения, непосредственно компрометирующие как главного покровителя Ахалая - Вано Мерабишвили, так и самого Михаила Саакашвили. Так это или нет, покажет время, но, безусловно, Бачо Ахалая имел непосредственный доступ ко многим секретам уходящей власти. Другой вопрос, захочет ли он этими «особыми знаниями» с кем-то делиться.
Тем временем президент Грузии обратился к парламенту с открытым письмом, в котором потребовал назначить дату своего выступления с ежегодным отчетом перед законодателями. Как заявил Саакашвили, «первое лицо страны обязано выступить перед парламентом и обществом, а законодатели, согласно Конституции, выслушать президента Грузии. Президент Грузии является гарантом защиты Конституции, а парламент должен обеспечить ее исполнение. Надеюсь, парламент Грузии и общество смогут в ближайшее время ознакомиться с важнейшими вопросами нашей страны». Однако не похоже, что очередное обращение Саакашвили было принято во внимание его политическими оппонентами. Несмотря на все попытки выстроить коммуникации между старой и новой властью, эмоции захлестывают. Этим, собственно говоря, и пользуется грузинский президент, апеллируя к Западу - «разве можно о чем-то договариваться с этими людьми».
Кому-то в Вашингтоне и Брюсселе эта риторика Саакашвили может показаться убедительной.

Тем временем новое грузинское руководство находится в ожидании встречных шагов Москвы, прежде всего, возвращения на российский рынок грузинских вин и «Боржоми». Однако по-прежнему кардинальных подвижек на этом направлении не наблюдается. Переговоры идут и, судя по реакции обеих сторон, достаточно активно, но до достижения каких-то конкретных результатов, видимо, пройдет немало времени. В тоже время, согласованы сроки инспекции российских специалистов на грузинские винзаводы. Сохранение этапности переговорного процесса вселяет определенный оптимизм.
Но это дело будущего, а пока несколько грузинских экспертов совершили «ознакомительную» поездку по республикам Северного Кавказа. Известны далеко не все подробности этого вояжа, доступна только информация о том, что в Северной Осетии многие политики и эксперты восприняли появление грузинских экспертов достаточно неоднозначно. Столь же нервной оказалась реакция в Южной Осетии, хотя особого повода для беспокойства, на первый взгляд, просто нет.
Визит носил ознакомительный характер и уж тем более не означал, что Россия собирается «сдавать» Южную Осетию и Абхазию. Заявление представителей грузинских НПО носили достаточно сдержанный характер, и было заметно, что это не более чем «проба пера».
Еще одно важное событие прошедшей недели – заявление новых грузинских властей о внесении поправок к закону «Об оккупированных территориях». Южная Осетия и Абхазия были признаны Грузией «оккупированными территориями» в ответ на признание Россией независимости этих стран после «пятидневной войны» в августе 2008 года. Согласно грузинскому закону, посещение РЮО и Абхазии, которые Грузия по-прежнему считает своими регионами, без ведома и разрешения Тбилиси является нарушением законодательства страны и наказывается либо крупным денежным штрафом (от 1,2 тыс. дол.), либо тюремным заключением на срок до четырех лет. Согласно новому законопроекту, первое посещение Абхазии и Южной Осетии будет караться административным штрафом в 400 лари (около 250 долларов). Уголовное наказание будет наступать только за повторное посещение республик. Кроме того, грузинское правительство получит право выдавать официальные разрешения на визиты в Абхазию и Южную Осетию, посещение которых, в таком случае, вообще не будет преследоваться по закону. Конечно, это половинчатое решение, но, безусловно, «лед тронулся» и можно предположить, что поправки станут только первым шагом на пути полной отмены «драконовского закона».

В Армении завершились президентские выборы, на которых победил действующий глава государства Серж Саргсян. Ни для кого из экспертов эта победа не стала сенсацией, в отличие от значительного процента голосов, полученных лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном - единственным серьезным оппонентом президента Армении на прошедших выборах. Ованнисян набрал порядка 15% выше той доли голосов, которая отводилась ему по предварительным прогнозам, и это серьезный результат, который позволил экс-министру «ставить ультиматум» нынешней армянской власти. А также заявлять о многочисленных нарушениях и подтасовках в ходе голосования.
Армянские эксперты разошлись в оценке «феномена Ованнисяна». Что это? Протестные голоса, которые аккумулировал лидер «Наследия» в отсутствие Гагика Царукяна и Левона Тер-Петросяна? Или же армянский избиратель внезапно проникся любовью к идее евроинтеграции, которая является стержневым пунктом программы Ованнисяна. По нашей оценке, первый вариант представляется более вероятным. Хотя доказать или опровергнуть это утверждение с фактами на руках едва ли возможно - в любом случае главный оппонент Сержа Саргсяна получил на руки козырные карты - право публично заявлять об «украденной победе».
Выступая на митинге, организованном оппозицией 22 февраля, Раффи Ованнисян заявил, что предложил Сержу Саргсяну либо сложить с себя полномочия, либо организовать новые выборы, либо "покарать" всех виновных в фальсификации выборов, либо осуществить переход к парламентской форме правления и организовать новые выборы. «Ответом было "нет". Мне больше нечего сказать властям», - заявил Ованнисян.
В тоже время, все громкие заявления, которые звучали со стороны власти и оппозиции в первые поствыборные дни, оставляют ощущение некоторой театральности, как например, призывы, обращенные к Саргсяну - «покаяться» и «отдать власть». В любом случае, свою роль «возмутитель спокойствия» исполнил с блеском. Вряд ли теперь кому-то из экспертов придет в голову называть прошедшие выборы вялыми и неинтересными.

В Азербайджане в центре внимания находилась подготовка к очередной годовщине трагической даты - ходжалинским событиям. Представители азербайджанской элиты все жестче оценивают исторический контекст этого события. Все, кто причастен к трагедии в Ходжалы, в том числе Михаил Горбачев, должны предстать перед международным судом и трибуналом, заявил в своем выступлении на мероприятии в посольстве Турции, посвященном ходжалинским событиям, вице-премьер Азербайджана Али Гасанов.
В тоже время в Баку выразили надежду, что турецкое правительство и Великое национальное собрание Турции дадут соответствующую оценку Ходжалинскому геноциду. Как заявил тезка вице-премьера, заведующий отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов: «Если учесть, что большинство стран, входящих в ОИС, назвали ходжалинскую трагедию геноцидом, дали адекватную юридическую оценку содеянному в Ходжалы, Турция, когда придет время, также в числе этих стран даст адекватную юридическую оценку ходжалинскому геноциду».
Определенные вопросы по отношению к Анкаре возникают и по другому поводу. Так, некоторые депутаты азербайджанского парламента отметили «поспешность» поздравлений президента Турции Гюля в адрес победившего на президентских выборах в Армении Сержа Саргсяна.
Маловероятно, что этот факт кардинально повлияет на характер двусторонних отношений, но в тоже время, эти «детали» могут свидетельствовать и о более серьезных шагах турецкого руководства. Прежде всего, в плане возобновления переговоров с Ереваном об открытии границ.
12330 просмотров