Власти Таджикистана обвинили сторонников запрещенной Партии исламского возрождения (ПИВТ) в нападении в местечке Дангара на иностранных велотуристов, путешествовавших по республике. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири отвергает эти обвинения, указывая на то, что задержанные по подозрению в убийстве не являются членами партии. При этом известно, что накануне ответственность за содеянное взяло на себя запрещенное в РФ и других странах "Исламское государство" (ИГИЛ).
Представитель посольства США в Душанбе Джефф Риденор заявил, что нападение на туристов в Дангаре было спланированной атакой. Аналогичного мнения придерживается глава представительства ЕС в Таджикистане посол Хидайет Бишчевич. Эксперты считают, что инцидент однозначно можно квалифицировать как теракт.
Инцидент произошел на автотрассе Душанбе - Куляб 29 июля. Автомобиль наехал на группу из семи туристов, которые путешествовали на велосипедах. Из опубликованного в сети видео следует, что машина, сбившая туристов, развернулась и снова на них наехала. Затем нападавшие добивали велосипедистов ножами и топорами. В результате от полученных травм и ранений погибли двое граждан США – Аустин Джей и Анне Мунотс, гражданин Нидерландов Рене Вокке Виллем и гражданин Швейцарии Хамель Маркус, двое других иностранных граждан – Ким Айрис (Постма) и Дименд Мари Клер – получили ранения и были доставлены в больницу. Гражданин Франции Казабат Гуиллаюм Джеан не пострадал.
Эксперт по Таджикистану Андрей Захватов сказал "Вестнику Кавказа" что поскольку, наезд автомобиля на туристов был зафиксирован видеокамерой для отчета, трагедию в Дангаре можно однозначно квалифицировать как заранее спланированный теракт. Такой же как июльский теракт в Ницце 2016 года, унесший жизни 86 и покалечивший 308 человек. Эксперт подчеркнул: цель любого теракта – устрашение. "Но в разных случаях устрашение имеет разный смысл – к примеру, заставить власть изменить политику государства. Любой профессиональный психолог подтвердит, что планируя свои преступления, террористы не считают их таковыми и действуют по убеждениям, поскольку решиться на убийство незнакомых людей – это значит видеть в них врага. Создать же у малограмотных людей образ врага – для этого в век интернета и коммуникационных технологий заказчикам и организаторам особых усилий не требуется", – отметил Андрей Захватов.
По его мнению, спецслужбы любой страны владеют четко формализованными технологиями противодействия терроризму, но дать гарантию абсолютной защиты граждан не могут никакие спецслужбы, в том числе в Таджикистане. "Я не считаю, что таджикские ГКНБ и МВД расслабились. Я не считаю первый за всю историю суверенного Таджикистана теракт против иностранных туристов свидетельством недостаточного профессионализма таджикских силовиков. Я полагаю, что предварительно названные таджикскими силовиками цели и мотивы, которыми руководствовалась группа террористов в Дангаре, в ходе расследования будут установлены с максимальной достоверностью. Однако спецслужбы так устроены, что они никогда не открывают все свои карты и общественности будет доложено то, что нужно власти", – подчеркнул эксперт.
На состоявшемся накануне совещании правительства Таджикистана президент Эмомали Рахмон поручил усилить меры безопасности по всей республике, в частности охрану стратегически важных объектов и подъездов к столице. Глава государства дал указание тщательно расследовать нападение на туристов и наказать виновных.
В российском посольстве усилены меры безопасности. Для дипломатов введены ограничения на поездки по Таджикистану, сообщил журналистам советник-посланник посольства Шамиль Шамсутдинов.
Накануне ИГИЛ (запрещена в РФ) взяла на себя ответственность за нападение. Об этом сообщается на сайте Intelligence Group, занимающимся мониторингом джихадистских новостей. В заявлении говорится, что "отряд солдат Халифата" выполнил атаку на граждан "коалиции стран крестоносцев", то есть стран, ведущих борьбу с ИГИЛ.
МВД Таджикистана обнародовало окончательные данные спецоперации по обезвреживанию преступной группы, которая организовала и совершила нападение. По данным силовиков, на туристов напала группа из девяти человек. В ходе спецоперации при задержании четверо из них были убиты, остальные задержаны и дают показания. С помощью местных жителей силовикам удалось обнаружить автомобиль Daewoo Leganza, на котором была совершена атака, на территории кишлака Торбулок Дангаринского района, где был также задержан участник преступления Хусейн Абдусамадов. "Другой участник преступления, гражданин Юсупов Аслиддин, оказавший сопротивление силовикам и нанесший ранение топором первому заместителю УБОП МВД РТ подполковнику милиции Джумахону Назарзода, был ликвидирован. Джумахон Назарзода, получивший тяжелое ранение был госпитализирован", – сообщило МВД.
В автомобиле, использованном для атаки, оперативники обнаружили нож и топор со следами крови, телефон, два вещмешка, спортивную обувь, два паспорта на имена Асомиддина Маджидова и Зафара Сафарова, жителей Пянджского района. "В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в связи с оказанием вооруженного сопротивления на территории кишлака Осмондара Дангаринского района были убиты члены преступной группировки – Асомиддин Маджидов, Зафар Сафаров и Джаъфариддин Юсуфов", – говорится в сообщении.
Тем не менее власти Таджикистана отрабатывают версию причастности к инциденту ПИВТ. По сообщению МВД, в ходе допроса задержанный Хусейн Абдусамадов признался, что является руководителем группировки. Он сообщил, что в 2014-2015 годах "проходил идеологическую и военно-диверсионную подготовку в городах Кум и Мазандаран, там познакомился "активным членом" ПИВТ Носирхуджой Ахтамовичем Убайдовым по прозвищу Кори Носир и вступил в ряды ПИВТ, который и стал заказчиком преступления. Отмечается, что Убайдов находится в международном розыске с 2015 года. Заметим, что Мазандаран – это не город в Иране, а название провинции на север страны. Ошибка в показаниях задержанного Абдусамадова, как считают эксперты, указывает на то, что он вряд ли бывал в Иране. Тем не менее в правоохранительных органах на эту оплошность не обратили внимания. "После совершения преступления Абдусамадов и члены его банды намеревались скрыться на территории Афганистана и примкнуть к террористам.
Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири опроверг обвинения в адрес партии. Он заявил "Вестнику Кавказа", что обвинение в причастности ПИВТ к инциденту полностью противоречат политической культуре, морали логике. "ИГИЛ заявляет о том, что берет на себя эту ответственность за теракт, а МВД это игнорирует и обвиняет ПИВТ. У нас есть доказательства того, что ни один из нападавших не имеет и не имел отношения к ПИВТ. Более того, один из задержанных – сын директора школы города Нурек. Его родители члены Народно-Демократической партии, которую возглавляет президент Рахмон. Это дети, которые выросли и учились в школах при нынешнем правительстве. Это результат той работы, которую проводила власть все годы независимости страны", – сказал политик. Кабири напомнил, таджикская власть неоднократно обвиняла ПИВТ в совершении преступлений и даже госпереворота, а Иран – в финансировании терроризма. "И на этот раз таджикская власть "пнула" Иран, который является одним из ведущих акторов в борьбе с ИГИЛ. Наша партия своими силами также противостоит ИГИЛ, которое борется с Ираном и ПИВТ. Все об этом знают", – отметил политик.
Между тем инцидент с гибелью туристов вытеснил на второй план обсуждение о запрете на выезд для четырехлетнего Иброхима Хамзы Тиллозода, внука Кабири, у которого диагностировано онкологическое заболевание в третьей степени. Ему срочно нужна квалифицированная медицинская помощь, которую он не может получить на родине. Однако власти Таджикистана препятствуют выезду матери и ее ребенка из-за того, что его отец Рухулло Тиллозода и дед Мухиддин Кабири покинули Таджикистан в 2015 году, чтобы избежать политических преследований со стороны таджикских властей. Партию обвинили в терроризме, но "Интерпол" и международные институты не признали этого. "Интерпол" исключил из "красного списка" имя Мухиддина Кабири.
Политик считает, что если таджикские власти сегодня не выдадут документы на ребенка и его мать и не выпустят из страны, то это означает, что власти специально обвинили партию в причастности к преступлению. Не исключено, что заявление МВД направлено на то, чтобы отодвинуть вопрос ребенка на второй план и забыть о нем.
Напомним, в конце 2015 года власти Таджикистана конфисковали проездные документы и свидетельства о рождении матери Хамзы, Мижгоны, и других членов семьи, не позволяя им выехать за пределы страны. Human Rights Watch и Норвежский Хельсинкский комитет получили подтверждение, что онкологическая клиника в Турции готова оказать необходимую помощь в лечении. Более 130 тысяч человек со всего мира подписались под петицией, в которой требуют разрешить выезд матери и ребенка. "Это достойно морального осуждения, что таджикские власти, похоже, держат тяжело больного ребенка в качестве заложника, чтобы оказать давление на его отца и деда, – сказал Стив Свердлоу, исследователь по Центральной Азии в Human Rights Watch. - Этот случай не должен быть предметом политики, речь идет о жизни ребенка".