Противостояние Анкары с Вашингтоном в связи с поставкой российской системы противовоздушной обороны С-400 стало одним из главных вопросов внешней политики Турции в последние несколько месяцев.
Как отмечает турецкая "Сабах" в материале S-400s shape the direction of Turkey-US talks, почти все акторы в Турции, от экспертов по внешней политике, экономике и безопасности до экспертов по энергетике и геополитике обсуждали значение этого вопроса для турецко-американских отношений. Даже население страны начало обсуждать на бытовом уровне технические характеристики, преимущества и недостатки С-400. Это необычная тема для обсуждения - она связана с безопасностью и требует определенных технических знаний.
Из-за широкомасштабных дискуссий в средствах массовой информации и на других публичных платформах общественность в основном выступает за закупки и развертывание С-400 в Турции. Народ убежден в необходимости системы противовоздушной обороны. Он также недоволен нежеланием союзников Турции по НАТО предоставить стратегически важную систему в период уязвимости. Но такое отношение не равносильно безоговорочной поддержке и доверию России в этом и других вопросах, связанных с безопасностью.
Несправедливое отношение США к Турции и излишнее дипломатическое давление усиливают позиции России, несмотря на разногласия между двумя странами по другим направлениям. В течение последних нескольких лет Вашингтон неэффективно взаимодействует с Турцией по многим другим вопросам, продолжая терять авторитет и поддержку турецкой общественности.
По данным опроса, проведенного Центром тюркологии Университета Кадыра Хаса, 81,3% респондентов считают США угрозой для Турции. Америка воспринимается населением страны как главная опасность. Турки всех политических взглядов достигли консенсуса по поводу неблагоприятной для Анкары позиции Вашингтона.
Более четверти турок, согласно опросу, считают Россию стратегическим партнером Турции. Отношение к РФ позитивное, и благодаря сделке по С-400 Москва не только получает деньги и стратегические преимущества, но и завоевывает поддержку и благосклонность турецкой общественности.
К изменению отношения турецкой общественности следует относиться серьезно, поскольку независимо от того, какое правительство придет к власти в Турции, негативное отношение к Вашингтону будет сохраняться в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Вашингтон все еще работает над новыми санкциями против Турции и рассматривает вопрос о том, чтобы с помощью CAATSA (закон ”О противодействии противникам Америки посредством санкций”) оказать давление на Анкару в вопросе приобретения С-400. Дополнительные американские санкции против Турции будут иметь ограниченное влияние с точки зрения сдерживания: подобные меры лишь оттолкнуть турецкую общественность и турецких политиков от Вашингтона.
В отличие от взглядов некоторых вашингтонских аналитиков, президент Эрдоган и его партия не являются основной движущей силой турецко-американской напряженности. Однако Эрдоган может изменить сложившуюся ситуацию, если Вашингтон решит предпринять какие-то конструктивные шаги.
Как и в ходе многих других дипломатических споров, часть турецких аналитиков интерпретировала разрыв между двумя союзниками по НАТО как структурное изменение в характере отношений и сотрудничестве в области безопасности. Другая часть сочла этот вопрос лишь одним из пунктов конфронтации в списке разногласий, среди которых постоянная поддержка США подразделений Отрядов народной самообороны (YPG), связанных с РПК в Сирии, а также инертность Америки в отношении террористической группировки гюленистов (FETÖ).
Главный вопрос для Анкары заключается не в справедливости ее аргументов и позиции по вопросам С-400, YPG и FETÖ, а в том, какие дипломатически шаги предпринимать в условиях асимметричных отношений. Несмотря на дисбаланс, турецкие власти будут продолжать отстаивать свои позиции по вышеуказанным вопросам национальной безопасности, и большинство турецкого населения считает, что власти должны решать эти проблемы для поддержания жизнеспособности страны. Подобное восприятие со стороны турецких политиков и турецкой общественности не изменится в ближайшее время.
Уступки Вашингтона могут оказать существенное положительное влияние на трансформацию проблемных отношений. 15 июля, годовщина попытки государственного переворота, организованного FETÖ, может стать для Вашингтона возможностью продемонстрировать некоторые конкретные жесты в направлении нормализации турецко-американских отношений. Вероятно, процесс не будет быстрым, но он может инициировать новый конструктивный импульс.