Сегодня парламент Турции возобновил работу. Последние два года стали для него наименее активным периодом, поскольку деятельность парламентариев приостанавливалась из-за президентских и парламентских выборов в 2018 году и местных выборов в 2019 году. Как отмечает турецкая ежедневная газета "Хюрриет" в материале A hot political season begins in Turkey, основная задача парламентариев – судебная реформа. В соответствии с дорожной картой, объявленной в рамках стратегии судебной реформы в конце мая, правительство подготовило два пакета реформ.
Первый пакет был направлен оппозиционным партиям. Его цель - расширение свободы выражения мнений. Хотя первоначально глава Народной республиканской партии (НРП) Кемаль Киличдароглу оценил этот пакет негативно, он поручил своей парламентской группе сотрудничать с правящей партией и вносить максимально возможный вклад в судебную реформу. То есть оппозиция готова к взаимодействию с властью, когда речь идет об интересах всего народа.
Второй пакет реформ в сфере правосудия, вероятно, будет более противоречивым. Ожидается, что в закон об исполнении приговоров будут внесены поправки в соответствии с требованиями Партии националистического движения. Оппозиционный альянс уже назвал этот шаг "законом об амнистии", поскольку может привести к освобождению десятков тысяч преступников.
Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и НРП проведут первые выходные октября на крупном совещании с участием всех законодателей и высокопоставленных партийных чиновников. Внимание будет приковано к ПСР, поскольку президент Реджеп Тайип Эрдоган намекал на перестановки в руководстве партии и Кабинете министров. Однако, по словам высокопоставленных партийных чиновников, Эрдоган не будет спешить с переменами на данном этапе.
Во-первых, он не хочет создавать впечатление, что правительство не может работать в рамках исполнительно-президентской системы. Это будет расценено как провал не только правительства, но и правительственной системы в целом. Вместо этого он должен объявить о некоторых незначительных изменениях в системе, чтобы повысить ее эффективность.
Вторая причина связана с изменением политического ландшафта после того, как Ахмет Давутоглу и Али Бабаджан заявили о намерениях создать отдельные политические партии до конца этого года. Эрдоган предпочел бы посмотреть, как будут выглядеть эти политические партии, прежде чем пойдет на изменения в ПСР. Тот факт, что ПСР планирует провести внеочередной съезд в следующем году, означает, что у Эрдогана есть много времени, чтобы решить, кого назначить новым руководителем партии.
Никого не удивит, если Эрдоган не решится что-либо менять, пока парламент не утвердит бюджет. Если это предположение окажется верным, не следует ожидать каких-либо кадровых перестановок до 2020 года. Но некоторые видные члены Кабинета оппонируют друг другу, и неясно, сколько еще Эрдогану удастся сдерживать напряжение.
Так или иначе, мы сможем наблюдать рождение двух новых политических партий Давутоглу и Бабаджана, двух высокопоставленных бывших чиновников ПСР. Ожидается, что они представят свои программы, свои кадры и дорожные карты в ближайшие месяцы в надежде привлечь общественное внимание. Интересно увидеть, смогут ли они изменить политический ландшафт.
Тем не менее не следует ожидать, что Эрдоган будет уделять больше времени внутреннему фронту. Президент продолжит уделять приоритетное внимание вопросам безопасности и внешней политики, поскольку ему необходима поддержка населения. Вот почему вероятные односторонние действия в северо-восточной Сирии - хотя и в ограниченных масштабах - были бы стать интересной опцией, несмотря на возражения Соединенных Штатов.