Узбекистан получил независимость почти 30 лет назад, однако его система образования все еще в значительной степени соответствует советской модели. В Узбекистане действует единая государственная учебная программа с одинаковыми учебниками, используемыми по всей стране.
The Diplomat в статье Uzbekistan Needs Greater Academic Independence рассказывает, что эта система фокусируется на механическом обучении, при котором информация запоминается без глубокого понимания и применения, а не на осмысленном обучении, которое отдает предпочтение пониманию и использованию изученных концепций для установления взаимосвязей. В новых частных школах Узбекистана ситуация аналогичная. Государственный контроль над образованием сдерживает инновации и реализацию новых идей.
С тех пор как в сентябре 2017 года был принят президентский указ о развитии частного образования, количество частных школ по всей стране значительно возросло. Основной целью указа было повышение качества образования и развитие негосударственных образовательных учреждений в Узбекистане. Тем не менее указ предписывает частным школам следовать государственным учебным программам и использовать общие для всех учебники. Новая дорожная карта по государственному образованию до 2030 года сохраняет свободу выбора учебников для занятий, однако в учебных планах разнообразия нет.
Хотя министр образования Шерзод Шерматов упомянул о возможности работы с частными школами над созданием и использованием новых и улучшенных учебных программ, в законе о лицензировании негосударственных образовательных учреждений прописано, что все частные школы должны следовать государственной программе. Единая учебная программа исключает все возможности для инноваций и контекстного обучения.
Чтобы улучшить качество образования в Узбекистане, правительству необходимо согласиться на изменения и прислушаться к идеям частного сектора. Частным школам нужна академическая независимость, чтобы они могли лучше реагировать на потребности своих учеников. Здоровая конкуренция идей между частными и государственными школами может улучшить оба сектора. Академическая независимость повысит эффективность предоставления образования и даже может послужить источником идей для государственной учебной программы.
Частный сектор уже играет важную роль в образовании в Узбекистане, но его попросту не признают. Сегодня большое количество абитуриентов рассчитывают на дополнительное частные уроки для поступления в университеты. Подлинная академическая независимость позволит частным школам разрабатывать учебные планы, соответствующие ожиданиям конкурсного процесса поступления в университеты и, что более важно, удовлетворит современные требования рынков труда. Если частным образовательным учреждениям будет разрешено вводить новшества для достижения этих целей, государственный сектор будет вынужден также улучшить качество своих учебных программ и квалификации преподавателей. Конкуренция принесет пользу всем студентам Узбекистана.
Способность частных школ создавать собственные учебные программы улучшит качество образования. Конкуренция между различными учебными программами может отсеять неэффективные методологии и практики, которые все еще используются сегодня, и предоставить возможность для инноваций. Кроме того, школы должны иметь возможность выбирать учебники и материалы, которые они находят полезными для своих конкретных целей, а также специализироваться на предметах, имеющих отношение к современному рынку труда в их общинах.
Академическая независимость приведет к разнообразию программ, что означает разнообразие идей. Бытует мнение, что государственные школы более полноценны с точки зрения технологии преподавания. Однако данные свидетельствуют об обратном. Частные школы, которые более автономны и чутки к учащимся и их родителям, часто предоставляют образование более эффективным образом. Государственные школы могут перенять, по крайней мере, некоторые учебные и административные практики из частных школ, совокупная разработка которых может послужить испытательной площадкой для идей.
Несомненно, существуют опасения относительно злоупотребления подобной свободой со стороны частных школ. В других странах были случаи, когда школы искажали результаты тестов или специализировались исключительно на определенных предметах, лишая учеников возможности изучать другие. Тем не менее академическая независимость предполагает определенную роль правительства в регулировании минимальных образовательных стандартов по всей стране. Комитет при Министерстве образования может обеспечить качество программ, по которым идет обучение в частных школах, за счет надлежащего управления.