Премьер-министр Турецкой республики северного Кипра (ТРСК) Эрсин Татар заявил, что поддерживает статус Турции как страны-гаранта на острове. Так он ответил на заявление премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса о том, что "мода на режим гарантов должна стать достоянием истории".
Поясним, что когда в 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, ему были навязаны Цюрихско-Лондонские соглашения, ограничивающие суверенитет республики. Согласно этим документам, Великобритании, Греции и Турции был предоставлен статус гарантов "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предполагало возможность вмешательства этих государств в его внутренние дела. Активизация националистических подпольных организаций в обеих общинах на фоне непреодолимых трудностей с реализацией положений Конституции привела к боевым столкновениям между общинами в декабре 1963 года. Переговоры по урегулированию конфликта под эгидой ООН ведутся с 1968 года.
15 июля 1974 года кипрскими реакционными силами при поддержке афинской военной хунты, проводившей курс на "эносис" (присоединение острова к Греции), была предпринята попытка государственного переворота на Кипре. В качестве страны-гаранта Турция использовала ситуацию как повод для высадки 20 июля 1974 года войск на остров под предлогом восстановления конституционного порядка и защиты прав турок-киприотов. В результате этих событий турецкие войска заняли около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. В 1983 году провозглашена "Турецкая республика северного Кипра", не признанная ни одним государством, кроме Турции. С 1975 года генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него миссию "добрых услуг" по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах договорного урегулирования кипрской проблемы. За прошедшие десятилетия было несколько попыток разрешить кипрский конфликт, однако все они провалились. Последняя попытка, предпринятая с участием стран-гарантов, Турции, Греции и Великобритании, завершилась без какого-либо прогресса в 2017 году.
Недавнее заявление премьер-министра Греции о том, что роль гаранта должна остаться в истории, было расценено как призыв к Турции покинуть Кипр. Как пишет турецкая "Сабах" в статье Turkish Cypriots want Turkey to remain guarantor country on island со ссылкой на Эрсина Татара, "наша жизни в ТРСК и статус Турции как страны-гаранта должны сохраниться, ведь она имеет право участвовать в процессах, связанных с островом, вытекающее из международных соглашений".
Отвечая на вопросы Анатолийского агентства, Татар также оценил последние события в Восточном Средиземноморье. Указав на деятельность европейских энергетических компаний в регионе, Татар сказал: "Здесь могут присутствовать личные интересы некоторых крупных компаний. Но на острове есть две равные нации: греки и турки. Поэтому односторонние соглашения и буровая деятельность греков нарушают международное право. Если они будут бурить, мы тоже будем бурить. Решимость Турции в этом вопросе радует нас. В конце концов, у нас есть права и общие интересы с Турцией в Восточном Средиземноморье. ТРСК и Турция имеют законное право продолжать совместные буровые работы. Мы выполняем наш долг перед будущими поколениями. Турция помогает нам в этом, поддерживая процесс, предоставляя буровые суда и инвестиции. Я благодарю президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительство".
Турция оспаривает одностороннее бурение под руководством администрации греков-киприотов в Восточном Средиземноморье, утверждая, что ТРСК также имеет права на ресурсы в этом районе. С весны Анкара направила два буровых судна (Fatih и совсем недавно Yavuz) в Восточное Средиземноморье, отстаивая право Турции и ТРСК на ресурсы в регионе. Первое турецкое сейсмическое судно Barbaros Hayrettin Paşa, купленное у Норвегии в 2013 году, проводит разведку в Средиземном море с апреля 2017 года. Афины и греки-киприоты выступают против этого шага, угрожая арестами экипажей судов и призывая лидеров Евросоюза присоединиться к ним в критике действий Анкары.