Вестник Кавказа

Туманные перспективы «Южного потока» -1

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Госдумы
Новость о готовности России профинансировать запланированное на конец этого года начало строительства участка «Южного потока» в Сербии возродила интерес к этому проекту. Однако пока вопросов остается очень много, и они непосредственно касаются не только России, но и ее партнеров в Каспийском регионе.

Откуда средства?
До сих пор неясна конечная стоимость проекта. Так, замглавы Газпрома Виталий Маркелов заявил, что в компании до сих пор не определились с окончательной стоимостью морской части газопровода «Южный поток», который планируется проложить по дну Черного моря в обход Украины. "Пока идет подготовительная работа. Накануне, например, совещались с трубниками по поставкам труб под подводную и наземную часть. Сейчас опять состоится совещание о состоянии реализации проекта", - сказал он.
Пока работы идут на таком называемом «восточном коридоре» - системе газопроводов, идущих на юг России, на побережье Черного моря. По словам Маркелова, на сегодняшний день «восточный коридор» составляет порядка 880 км, уже сварено порядка 230 км линейной части магистрального газопровода.

По существующему проекту общая протяженность газопровода South Stream («Южный поток») более 2400 км, из которых 920 км - морской участок, управляемый консорциумом South Stream Transport AG (Газпром - 50%, Eni - 20%, Wintershall и EdF - по 15%), и 1500 км - сухопутный (через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению).
Еще в декабре 2012 года министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что Анкара пока не планирует принимать участие в проекте газопровода «Южный поток», так как намерена участвовать в трубопроводных проектах Nabucco West и TANAP, где является акционером.
Некоторое время назад у Анкары возникли персональные претензии к итальянской Eni. Глава Минэнерго Турции заявил о прекращении Анкарой сотрудничества с Eni в Турции и о замораживании ее проектов в стране. Такое решение, по его словам, было принято в связи с участием Eni в разработке шельфа Кипра совместно с Республикой Кипр. Возможно, цель всех этих заявлений - навязать торг России и добиться от Газпрома снижения цен на поставляемый по "Голубому потоку" в Турцию российский газ.

Неясна позиция и ключевой страны как для транзита в рамках «Южного потока», так и его конкурента - газопровода Nabucco – Болгарии. Еще до парламентских выборов правительство Болгарии заявило о необходимости пересмотра инвестиционного решения по болгарскому участку трубы, настаивая, что прежние власти согласились на участие в проекте на невыгодных условиях.
Софии не нравится то, что болгарский участок слишком дорог, и страна долго не будет получать дивидендов от этого проекта.
Сейчас предполагается, что, как и в Сербии, проект будет полностью финансировать российская сторона, а BEH (Bulgarian Energy Holding) вернет России деньги за счет вычета транзитных платежей из расчета 1,7 дол. за тыс. куб. м на 100 км. На погашение российских инвестиций в таком случае уйдет около 25 лет, то есть в это время София не будет получать прямых доходов от проекта.

Откуда газ?
Газпром не раз заявлял, что у него хватит собственного газа для "Южного потока" (по проектным расчетам, к 2018 году общая мощность проекта должна составить 63 млрд кубометров). Наполнять трубу предполагается как за счет освоения новых газовых месторождений, так и переориентации поставок голубого топлива с украинского направления - сейчас основного для Газпрома.
При этом Россия не раз заявляла о своей заинтересованности в подключении к «Южному потоку» и других стран-производителей газа, прежде всего Азербайджана и Туркмении. По мнению ряда экспертов, основная цель такого шага - лишить ресурсной базы конкурирующие газопроводы, прежде всего Nabucco.
Газпром не раз предлагал Азербайджану законтрактовать весь экспортный газ, причем по весьма высоким ценам. Однако Баку продолжает рассматривать и альтернативные экспортные маршруты. Так, в начале 2013 года исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР) Шахмар Мовсумов заявил, что Азербайджан поддерживает проект «Южный газовый поток». "Мы готовимся финансировать азербайджанскую часть проекта TANAP (Трансанатолийский газопровод в Турцию через территорию Грузии – ред.). Сейчас проходит первый этап процесса. Однако мы еще не определили нашу долю в проекте, общие расходы и другие детали", - отметил Мовсумов.
50% от проектов TAP и «Западный Набукко» могут быть предложены нефтяной компании Азербайджана - ГНКАР и консорциуму «Шахдениз», состоящему из ведущих энергетических компаний Европы.
Пока единственной серьезной сырьевой базой для планируемых газопроводов выступает месторождение Шах-Дениз. Однако газ в объеме до 10 млрд. куб. м по прогнозам оно должно дать только через пять лет. Весь этот газ уже законтрактован для поставок в страны Евросоюза. Причем не до конца ясно, каким образом этот газ будет поставляться в Европу.
Продолжение следует
23785 просмотров