Душанбе нашел покупателя на чистейшую воду высокогорного озера Сарез. Таджикский "Ориёнбанка" и китайская компания из Гонконга Heaven Springs Dynasty Harvest Group подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. На территории Таджикистана будет построено предприятие по производству питьевой воды, которая станет продаваться на рынках стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Детали проекта, а также его цена еще не просчитаны.
Это не первая попытка Таджикистана, продать воду озера Сарез. В 2007 году назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил экологически чистую питьевую воду соседним странам, причем бесплатно. Нужно было лишь сброситься на 600-километровый водопровод и помповые установки. Предложением заинтересовался Иран. Но реализации проекта мешала нестабильность и война в Афганистане, а также противодействие США практически любому виду международного сотрудничества Тегерана.
Более пяти лет проект пролежал "под сукном". К этому времени изменилась и позиция Вашингтона, который сам начал поддерживать региональные проекты. В 2012 году Душанбе, Тегеран и Кабул подписали меморандум по созданию совместного водноэнергетического коридора. Предполагалось, что из Таджикистана через Афганистан в Иран будет поставляться питьевая вода, а в обратном направлении – нефть. Иран, испытывающий острый дефицит воды, готов был ежегодно закупать в Таджикистане, где формируется до двух третей всех водных ресурсов Центральной Азии, до 1 млрд кубометров питьевой воды. Душанбе рассчитывал получить помимо иранской нефти еще и инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего завода в Таджикистане. По задумке Душанбе, реализации этого плана могла бы привести к снижению зависимости этой страны от российских поставок ГСМ. Но и на этот раз дальше разговоров дело не пошло. А потом и вовсе отношения Таджикистана и Ирана испортились.
Эмомали Рахмон пытался найти новых покупателей среди арабских шейхов. В ходе своих визитов в Саудовскую Аравию, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты он предлагал им наладить поставки чистой воды. То ли экстремальные условия высокогорья шейхам не подошли, то ли проект показался дорогостоящим. Последним на предложение таджикского лидера откликнулся глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Он предложил создать консорциум для изучения вопроса. Поскольку озеро Сарез высокогорное, то, по словам Мирзиеева "необходимо создать совместную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезского озера".
Таджикистан, предлагая на продажу воду, преследует как экономические выгоды, вода с каждым годом дорожает, а также экологические. Душанбе пытается избавиться от излишков воды, которые угрожают экологической катастрофой: в результате землетрясения в 1911 году в горах Памира на высоте 3240 метров образовалось озеро, похоронив под собой кишлак Усой. Вскоре затопленным оказался и другой кишлак – Сарез, от которого оно и получило свое название. На Сарезском озере образовалась естественная плотина, а периодически образующиеся сверхобъемы воды угрожают ее прорвать, в результате чего могут пострадать более 5 млн. жителей региона. По оценкам специалистов, озеро вмещает в себя 16 кубических километров воды.
Идея экспорта воды не новая. В 2002 году мэр Москвы Юрий Лужков взбудоражил общественность предложением переброски части сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Тогда этот проект оценивался в 40 млрд долларов. А проект транспортировки сарезской воды до сих пор не обсчитан.
"Достигнутое китайской компанией Heaven Springs Dynasty Harvest Group и крупнейшим коммерческим банком Таджикистана "Ориёнбанк" соглашение о коммерческом использовании воды Сарезского озера – выгодная для всех сторон сделка. Как известно, суть соглашения – в создании предприятия по производству питьевой воды и дальнейшему ее экспорту в сопредельные страны, включая Китай. Питьевая вода становится все более и более дефицитным товаром, спрос на которую в Азии стремительно растет. Таджикистан в силу особенностей своей природы способен внести свой вклад в удовлетворение этой насущной потребности XXI века, заработав на этом дополнительные деньги", – сказал "Вестнику Кавказа" к.и.н., научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный аналитик экспертного центра "Евразийское развитие" Александр Воробьев. По словам эксперта, конкретики по проекту пока мало, однако, с большой долей вероятности, можно предположить, что речи о каких-либо рисках для экологии не идет. Озеро стабильно наполняется водой. Откачивание воды для питьевых нужд вряд ли как-то скажется на его полноводности. Скорее, есть риск затопления нижележащих территорий в случае повышенной сейсмоактивности. "Вопрос может заключаться, скорее, в другом – как много получит Таджикистан от продажи столь ценного ресурса и не продаст ли он воду за бесценок. Ответ на этот вопрос может содержаться только в условиях сделки, которую пресс-служба "Ориёнбанка" обещает раскрыть в ближайшее время", – отметил Воробьев.