Сообщение Foreign Policy (http://thecable.foreignpolicy.com/posts/2014/09/23/exclusive_georgia_offers_to_host_training_camp_for_syrian_rebels) о готовности Грузии пригласить на свои военные базы для тренировки «сирийских повстанцев», вызвало в Тбилиси громкий скандал. Противоречивость ситуации и накал страстей усугубляется невозможностью ответить на простые вопросы. Например, Foreign Policy ссылается на некие «высокопоставленные источники» в администрации президента США, а они, в свою очередь, утверждают, что предложение готовить в специальных тренировочных центрах боевиков, воюющих против режима Башара Асада, исходила от грузинской стороны. Правда, не уточняется, кто именно в данном случае представлял грузинскую сторону.
Вскоре, все потенциальные представители - правительство, МИД, Совет национальной безопасности, лидеры правящей партии - стали отнекиваться и категорически отрицать наличие подобных планов, не говоря уже о конкретном предложении. Но в этой симфонии «категорического опровержения» уловима одна диссонирующая нота - смысловой оттенок, отличающийся от официальных заявлений других ведомств - Министерство обороны заявило, что Грузия действительно готова сотрудничать с США в деле борьбы против терроризма, но «не рассматривает вариант отправки грузинских военнослужащих в Сирию».
Так ведь, никто и не утверждал, что Грузия планирует отправить воинский контингент для войны против «Исламского государства». Речь шла о подготовке «сирийских повстанцев» в грузинских тренировочных центрах.
Кстати, упоминание «тренировочных центров» отсылает нас к последним решениям НАТО и «золотой карте», которую Грузия получила от Североатлантического альянса вместо «дорожной карты» по членству в НАТО. «Пакет особого сотрудничества» между Грузией и альянсом, в том числе предусматривает и создание тренировочного центра военной подготовки. Возможно, этот центр будет открыт на базе двух уже существующих баз - Сачхерской базы по подготовке горных стрелков и Крцанисского национального центра, где американские инструкторы уже давно тренируют грузинских «коммандос» для решения задач в Афганистане.
Почему же эти базы не могут использоваться для тренировки «сирийских повстанцев»? Тем более, что президент США в ходе одного из последних выступлений прямо объявил о планах Вашингтона, подготовить «борцов за демократию и против диктаторского режима Асада» с помощью своих союзников в регионе. Поэтому американцев вряд ли могло удивить предложение, поступившее от министра обороны Ираклия Аласания, который, судя по всему, озвучил эту идею во время недавнего визита министра обороны США Чака Хейгеля. В ходе совместной пресс–конференции с американским гостем Аласания сказал, что Грузия готова внести свой вклад в борьбу против «ИГ». Конкретные шаги в этом направлении, в том числе по тренировке «умеренной части сирийских повстанцев» могли обсуждаться уже за закрытыми дверьми, и грузинская сторона, как это часто бывало, явно не ожидала, что американцы сходу предадут это предложение гласности через FP.
Упор на тренировке именно «борцов против террористов «ИГ»» сразу стал главным аргументом всех, кто готов обосновать или оправдать столь экстравагантную инициативу. Дескать, «мы будем тренировать только тех, кто воюет против «ИГ». Но ведь речь идет о боевиках сегодня борются против режима президента Башара Асада.
В тбилисской прессе сразу появились статьи с рассуждениями о рисках и вызовах, возникающих перед страной «в случае приезда в Грузию сотен, а может и тысяч головорезов, готовых на всё и не подчиняющихся никакой дисциплине». Как пишет обозреватель еженедельной газеты «Премьер» Михаил Гецадзе, «одно дело тренировать военнослужащих и совсем другое – боевиков из разношерстного и непонятного сброда».
В Тбилиси не сразу заметили главное противоречие этих планов. Политолог Иосиф Цинцадзе сказал в интервью «Вестнику Кавказа», что приглашая для тренировок боевиков сирийской оппозиции, Грузия тем самым объявляет войну не Башару Асаду, а России. «Очевидно, что Москва поддерживает Асада и даже отправила к сирийским берегам мощный флот, который, по некоторым данным, принимает участие в боевых операциях по защите воздушного пространства», - напомнил господин Цинцадзе. Он также выразил недоумение непоследовательностью грузинского правительства: «С одной стороны, власти отказываются принимать жесткую резолюцию по Украине и не один грузинский министр ни разу не побывал в Киеве, чтобы не раздражать Москву. В то же время, приглашают в страну для тренировок заклятых врагов России. Разве это не абсурд?», - задал риторический вопрос эксперт.
Впрочем, судя по бурной реакции в обществе, напуганном перспективой наплыва «бесконтрольных головорезов», а также эмоциональным опровержениям лидеров правящей коалиции «Грузинская мечта», никакого «наплыва» не будет, а идея «тренировки бойцов вооруженной оппозиции» так и останется нереализованной инициативой одного из грузинских политиков.