Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты поддержали Объединенные вооруженные силы Сахеля. Аналитики расценили это как очередное доказательство конкуренции с Ираном за влияние в Западной Африке. Вооруженные силы координируются в рамках формата G5 Sahel, в котором Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо и Чад сотрудничают по политическим вопросам и вопросам безопасности. Lobe Log в статье Saudi Arabia And Iran Compete In The Sahel сообщает, что, чтобы финансово поддержать эту организацию Франция пригласила ОАЭ, Саудовскую Аравию, Германию и Италию для координации усилий.
Саудовская Аравия выделила $118 млн, а ОАЭ -$ 35 млн для финансирования совместных вооруженных сил. Кроме того, ОАЭ пообещали создать ”военную школу” в Мавритании. Поддержка этих совместных сил позволяет Саудовской Аравии утверждать, что она возглавляет борьбу с глобальным терроризмом наряду с созданием Исламской военной контртеррористической коалиции из 40 исламских государств. Саудовский наследный принц Мохаммад ибн Салман, в частности, хочет продемонстрировать свое лидерство в этой битве. Эта инициатива также дает возможность Саудовской Аравии и ОАЭ планировать долгосрочное присутствие в регионе с целью противодействия Ирану.
Иранское присутствие в Африке
Иран пришел в Африку в 1980-х годах. Во время холодной войны Иран сотрудничал с США, но после Исламской революции заинтересовался распространением своего влияния в Западной Африке посредством культурных, экономических, дипломатических и медиа-инициатив.
Большинство африканских стран богаты природными ресурсами, такими как газ, нефть, золото, железо, медь, алмазы, платина и фосфат. Однако бедность в регионе Сахеля и Западной Африки дала возможность Ирану осуществить сотни экономических проектов во многих африканских государствах, таких как Сенегал, Гамбия, Мали, Сьерра-Леоне, Бенин, Нигерия и Гана. Иранские лидеры - аятолла Хашеми Рафсанджани, Сайед Мохаммад Хатами и Махмуд Ахмадинеджад часто бывали в этих государствах и подписали множество двусторонних соглашений.
Сделки позволили Ирану выйти из международной изоляции, связанной с ядерной деятельностью страны. Они создали новые рынки для иранской продукции, особенно для нефти, которая находилась под глобальными санкциями, и обеспечили доступ к сырьевым материалам, таким как уран. Иран заработал миллиарды долларов благодаря реализации совместных проектов, в том числе объектов по переработке иранской нефти.
Беспокойство Саудовской Аравии
Беспокойство Саудовской Аравии по поводу усиления влияния Ирана побудило королевство перейти к активным действиям, особенно после восхождения на трон короля Салмана. Саудовская Аравия вложила инвестиции в государственный и частный сектора в Западной Африке и Сахеле. Но проникновение Саудовской Аравии также распространилось на религиозную сферу. Поскольку 78% африканских мусульман - последователи суфизма, их убеждения, как правило, противоречат саудовской культуре, в которой есть элементы салафизма.
Саудовская Аравия решила выйти за рамки экономических проектов и религиозных программ. Королевство создало неофициальную коалицию с Мавританией и Сенегалом, а также готовит новую коалицию с Ливией и Чадом. Президенты Сенегала и Мавритании побывали в Эр-Рияде в апреле 2015 года, и Сенегал обязался отправить сотни военнослужащих для поддержки военной операции Асеф Аль-Хазм под командованием Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия решила поддержать Объединенные вооруженные силы Сахеля, чтобы завоевать международное признание в борьбе с терроризмом и продвигать свои политические и экономические интересы в Западной Африке. Но противодействие Ирану стало основным аргументом. Ослабление влияния Ирана в этом регионе и во всем мире остается одним из основных факторов внешней политики Саудовской Аравии.