Вестник Кавказа

Россия мешает армяно-иранским проектам?

Россия мешает армяно-иранским проектам?
© Фото: Сайт президента России

В Иране с официальным визитом находится премьер-министр Армении Карен Карапетян, в ходе которого он уже успел встретиться с главой правительства Ирана Эсхаком Джахангири, председателем иранского парламента Али Лариджани и президентом ИРИ Хасаном Рухани. Однако армянские аналитики со скептицизмом оценивают перспективы его визита: "Почему нет проектов региональных и международных программ, почему газопровод Иран-Армения, который был построен еще в 2006 году, так и не стал транзитным и был спроектирован с маленьким диаметром, который не позволяет газ отводить из Армении в другие стороны?

Эти вопросы, с одной стороны, актуальны, а с другой стороны – есть ответ: все это может наделить Армению политико-экономической независимостью, а эта независимость не отвечает интересам России, которая пытается оказать давление на Армению для торпедирования стратегических армяно-иранских проектов", - пишет 1in.am.

Любопытно, что за два месяца до визита Карапетяна Иран посетил Серж Саргсян. Но его визит прояснил только одно: после снятия с Ирана санкций, наложенных в связи с его ядерной программой, информационный дискурс в направлении армяно-иранских отношений активизировался, однако пока не заметно, чтобы они вышли на принципиально новый уровень.

Как и ожидалось, в ходе визита армянского премьера были озвучены взаимные оценки важности, особенностей, перспектив армяно-иранских двусторонних отношений. Стороны поговорили и о важности углубления и расширения сотрудничества в ряде сфер, в частности в энергетике, сельском хозяйстве, в туризме, создании зон свободной торговли "Сюник" и "Арас", и об увеличении объемов торгового оборота между двумя странами, однако ряд армянских политологов сделал неожиданный вывод о том, что, несмотря на тесные контакты, армяно-иранским отношениям все еще не хватает стратегических проектов.

Под "стратегическими" понимается то, что проекты эти должны иметь широкое региональное и международное значение, выходя далеко за рамки сугубо двусторонних экономических отношений, а вот до этого дело не доходит, ограничиваясь одними заявлениями. Даже проект автомагистрали "Север-Юг" принимается с большими оговорками, а о железной дороге Армения-Иран даже речи нет, как, впрочем, и о возможности транзита иранского газа по территории Армении в Европу, что может сделать страну реальным независимым транзитером, говорится с большим сомнением и чисто теоретически, - сетуют армянские политики. И тут же делают вывод: все, что способно наделить Армению политико-экономической независимостью и не отвечает интересам России, блокируется и подавляется "старшим братом".

И это утверждают представители страны, которая занимает второе место по величине получаемой ею российской помощи - $37,3 млн. Страны, которая, по сути, живет на российские деньги. При этом фактическая помощь России зачастую была больше заявленной. Так, только за прошедшие два года армянские ВС были серьезно пополнены самым современным вооружением российского производства за счет кредита в $200 млн, предоставленного Россией, в рамках которого были приобретены вооружения и системы "Смерч" с боеприпасами, ЗРК "Игла-С" с ракетами, наземные комплексы исполнительной радиотехнической разведки "Автобаза-М", тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек", управляемые ракеты 9М113М, бронетанковая техника, бронеавтомобили "Тигр", инженерные средства, средства связи и прочее.

Но политическая элита Армении не привыкла платить добром за добро. Вот и сейчас она живет одним днем, оценивая вояж Карапетяна в Иран с позиций выгоды и того, за что больше радел или радеет сам Карапетян: за рост независимости и суверенитета Армении, или наоборот – за интересы России?

Несмотря на кажущуюся упрощенной постановку вопроса, правящий клан страны надеется таким образом проверить не только "благонадежность" деятельного премьера, но и прощупать, насколько лояльны иранские власти к своим армянским соседям и готовы ли они двигаться с ними в одном направлении, "подвинув" в сторону интересы России.

Иран, конечно, не намерен вмешиваться во внутриполитическую жизнь Армении, но с экономической точки зрения он крайне важен для активизации и развития армянской экономики. Правда, здесь есть один нюанс, который не учитывает недоверчивая армянская элита: экономика самого Ирана только-только вышла из-под санкций, и для ее восстановления стране самой потребуется немало времени. Более того – ситуация с соглашением по иранскому атому из-за позиции президента США Дональда Трампа висит на волоске, и дестабилизировать ее, даже малозначимыми заявлениями в отношении перспектив экономического сотрудничества с соседней Арменией, не в ее интересах, и российские экономисты это прекрасно понимают.

Следовательно, Армении предстоит еще очень много работы, в ходе которой ей придется учитывать не только международную роль Ирана, но и России, отношения с которой Иран считает безусловно более приоритетными и вряд ли решится реализовывать какие-либо "параллельные" проекты в ущерб могучей державе. И вряд ли нынешний визит Карена Карапетяна в этой ситуации что-либо изменит…

16795 просмотров