Вестник Кавказа

Россия измеряет градус напряженности на Кипре

В последний день октября глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров встречал в Москве своего кипрского коллегу Иоанниса Касулидиса. Касулидис прибыл в Россию в контексте подготовки к председательству Никосии в Комитете министров Совета Европы. "Поэтому логично, что основное внимание мы уделили приоритетам Кипра в этой Организации и нашему взаимодействию в ее рамках на ближайшие 6 месяцев, которые будут проходить под руководством наших кипрских друзей в Совете Европы", - заявил Лавров. Что касается кипрского урегулирования, то, по словам Лаврова, "не должно быть попыток искусственно навязывать киприотам какие-либо решения в угоду тому или иному внешнему игроку. Мы настаиваем на том, чтобы ООН и Специальный представитель ООН, который занимается кипрским урегулированием, не пытался искусственно устанавливать какие-то сроки договоренностей и не пытался навязывать рецепты, которые отторгаются одной из сторон кипрского урегулирования".

Свою точку зрения на российско-кипрские отношения высказала американская геополитическая разведывательная и консалтинговая фирма Stratfor.

Россия измеряет градус напряженности на Кипре, в том числе посредством проведения встречи между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его кипрским коллегой Иоаннисом Касулидисом, в то время как остров готовится к переговорам по поводу возможного воссоединения. Моссква вновь обращает внимание на Восточное Средиземноморье, стремясь сохранить свои позиции в этом регионе, который влияет на ее позиции на Ближнем Востоке и на сохранение баланса сил с НАТО.

Учитывая нынешнюю ситуацию России, встреча Лаврова и Касулидиса может показаться излишней, но Кипр является ключевой частью стратегии России в этом регионе. Москва старается обеспечить себе максимальное влияние на всю политическую сферу острова. До этого в Москве принимали лидера оппозиционной лидер Прогрессивной партии трудового народа Кипра  Андроса Киприану.

Главной темой сегодняшней встречи стал грядущий саммит, посвященный воссоединению греков и турок-киприотов. С 1974 года остров был разделен между международно признанной Греческой республикой на юге и Турецкой республикой на севере. На протяжении последних четырех десятилетий проводились постоянные переговоры по решению этой проблемы, но только с мая 2015 года ООН стала руководить этими переговорами и они смогли достичь сегодняшнего многообещающего уровня. Представители северных и южных правительств встретятся в Швейцарии, чтобы обсудить спорные территориальные и имущественные вопросы. Обе стороны осознают экономические, финансовые и политические выгоды от воссоединения острова и находятся под сильным давлением со стороны ООН, Европейского союза, Турции и Израиля, которые призывают как можно скорее прийти к соглашению. 

На Кипре уже присутствуют греческие, турецкие и британские военные, и Россия обеспокоена тем, что воссоединенная страна могла бы в дальнейшем склониться к сотрудничеству с НАТО. Кипр стратегически расположен в опасной близости от Ближнего Востока и Северной Африки, частности, Сирии, Ирака и Ливии. Военные самолеты из Франции, Великобритании и Соединенных Штатов часто вылетают из Кипра. В прошлом Москва заигрывала с идеей расположить свою собственную военную базу на острове, хотя такой шаг рассматривался бы Турцией и остальными странами НАТО как провокация.

(Отвечая на вопрос о возможности создания российских военных баз на Кипре, Сергей Лавров завил: "Мы не обсуждали сегодня ничего подобного. В принципе, корабли ВМФ России периодически пользуются портами Кипра без каких-либо специальных условий, как это принято в соответствии с международным правом. Я не припомню, чтобы эта тема обсуждалась вообще в принципе между Россией и Республикой Кипр. Что касается упомянутого Вами географического положения, то географическое положение наших баз в Хмеймиме и Тартусе вполне благоприятно для того, чтобы обеспечивать необходимые параметры проведения нами антитеррористической операции по просьбе правительства САР", - прим. "ВК).

В настоящее время Россия вводит свою военно-морскую флотилию в восточную части Средиземного моря ближе Сирии, в том числе авианосец "Адмирал Кузнецов", крейсер "Петр Великий", а также несколько эсминцев и судов обеспечения. За передвижениями российской эскадры в районе Ла-Манша следили британские суда, Россия также была вынуждена отказаться от дозаправки в Испании. Лавров подтвердил в понедельник, что российские корабли не будут использовать Кипр в качестве военной базы. Подобные вопросы вероятно будут окончательно сняты с повестки дня если остров воссоединится.

Кипр также играет ключевую роль в газовой стратегии Москвы. Израиль, Египет и сам Кипр обнаружили множество месторождений природного газа за последнее десятилетие. Каждая из стран может стать важным поставщиком природного газа в Турцию и Юго-Восточную Европу, тем самым заняв место российских поставщиков. Энергетический гигант "Газпром" пытается продвинуть проект "Турецкого потока", по которому российский газ будет поставляться в Турцию и далее в Европу. Разделенный Кипр является важным долгосрочным спойлером для любого конкурирующего трубопровода Египта или Израиля в Турцию и Южную Европу, поскольку другими вариантами для транзита являются ливанские или сирийские воды. 

Это ставит Кипр в сложное положение; он зажат между тем, что Россия предоставила ему в прошлом - финансовые стимулы, инвестиций, торговля, туризм и политические связи - и возможностью политического урегулирования, которое бы принесло пользу всему остров и укрепило его связи с Западом. Москва также проводит встречи с оппозиционными группами Кипра, поэтому есть вероятность, что дружественные жесты России могут превратиться во внутреннее вмешательство. В конце концов, действия небольшого средиземноморского острова сильно повлияют не только на регион, но и на цели и амбиции крупных мировых держав, заинтересованных в Кипре.

14545 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября