Нынешняя встреча президентов России и Азербайджана Владиира Путина и Ильхама Алиева проходит, хотим мы того или нет, под знаком НЕвстречи Путина и его американского коллеги Барака Обамы. Как раз перед самым отъездом Путина на "каспийский" саммит Обама счел уместным проинформировать Путина о своем отказе участвовать в давно запланированном российско-американском саммите в Москве в начале сентября этого года. Думается, это не вполне случайное совпадение. России, чтобы не оказаться в изоляции, нужно в конце концов трезво посмотреть на то, чего хотят от нее партнеры и на Западе, и на Востоке. Последние события дали очень четкий "рентгеновский снимок" этих желаний.
Почти все эксперты и в США, и в России отмечают, что история со Сноуденом - лишь предлог для отказа Обамы приехать в Москву. В конце концов, по поводу Сноудена должна стыдиться не Россия - разоблачения "американского Солженицына", так не разу и не опровергнутые американской стороной, бросают тень прежде всего на США. И Путин своим решением не выдавать Сноудена его бывшим американским шефам на самом деле избавил Обаму от намного более неудобной ситуации, чем краткое пребывание в одном городе со Сноуденом (Москве) с вытекающими из такого факта вопросами журналистов. Путин избавил Обаму от процесса над Сноуденом в США, который вызвал бы куда больше насмешек и возмущения, чем заканчивающийся ныне процесс кандидата в нобелевские лауреаты Бредли Мэннинга (как известно, кандидатура этого информатора "Викиликс" получила более статысяч подписей, преодолев минимум, установленный Нобелевским комитетом). В свое время, в начале семидесятых, даже Брежнев предпочел отправить автора утечки под названием "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Исаевича Солженицына за границу, а не обратно в те самые лагеря, которые Алексанр Исаевич правдиво описал. Почему? Да потому что даже ЦК КПСС на тот момент уже не мог отрицать существование сталинских лагерей и расстрельных команд (точно так же, как нынешнее Агентство национальной безопасности США не смогло опровергнуть ни одно из разоблачений Сноудена). В итоге Обама оказываестя в положении Брежнева в 1974 году: сажать человека, сообщившего о ПРИЗНАННОМ ТОБОЙ преступлении других людей, как-то уж совсем некрасиво. Брежнев предпочел вытолкнуть Солженицына на трап самолета в "нейтральном" аэропорту в германских землях. Обама, счастливо для себя заполучивший Сноудена в московском аэропорту, хочет оказаться еще большим ревнителем своих спецслужб, чем Брежнев: он декларирует намерение упрятать Сноудена в тюрьму, уподобляясь тем коллегам Брежнева по Политбюро, которые предлагали отправить Солженицына не на запад, а на восток - обратно к персонажам "Одного дня Ивана Денисовича", чтобы другим неповадно было. Кстати, со своей, держимордовской, точки зрения Обама и оппоненты Брежнева оказались правы: своим благополучным отъездом на Запад Солженицын в начале семидесятых протоптал дорожку для аналогичного перемещения и Аксенова, и Максимова, и Войновича. Раз можно одному, то почему нельзя другим? Поэтому США и устроили такую охоту за нынешними своими разоблачителями - Сноуденом, Ассанджем. Чтобы другим неповадно было.
Итак , положение Сноудена, равно как и дурацкая, высосанная из пальца история с якобы грозящими в Сочи американским спортсменам-гомосексуалистам репрессиями - все это лишь предлоги для отказа Обамы от контакта с Путиным. Для российской элиты эта правда достаточно горька: с начала девяностых годов Россия прилагала много усилий для того, чтобы понравиться именно Западу, с ним установить хорошие отношения. Ухудшение отношений с США сегодня почти неизбежно ведет к ухудшению отношений с Евросоюзом: история с "задержанием" во Франции и Австрии самолета боливийского президента, которого американцы подозревали в тайном вывозе Сноудена, показывает, насколько эти западноевропейские страны зависят от США. Почему же у нас не получается сотрудниество с Западом? Чего же хотят США от России?
Все события последних лет показывают: хотят американцы ни много, ни мало - смены российской элиты, а в перспективе - усиления центробежных тенденций в России, нового возникновения угрозы развала Российской Федерации. Тут все "послания" с Запада обозначены четко. Вице-президент США Джо Байден еще задолго до начала президентской предвыборной кампании в России в 2011-2012 годах во время визита в Москву дал понять: США не хотелось бы увидеть возврат Путина в Кремль. После того, как эта неприятность все же произошла и Путин в мае вступил в должность президента, не проходило и месяца, чтобы американские и европейские СМИ не проводили против него массовой информационной атаки. Заявление госсекретаря Клинтон о "несвободе" росссийски выборов, акт Магнитского, скандал с отменой американских усыновлений в России, опасения вокруг нового закона об НКО-иностранных агентах, теперь вот тревоги по поводу судьбы атлетов-гомосексуалистов в Сочи... Во всех этих случаях технология атаки была одинаковой: бралась некая тема, позволяющая представить Путина "наследником Сталина", ее подхватывали российские либеральные СМИ, а потом отлично намасленная американская пропагандистская машина раздувала ее во всемирное надувное пугало-пузырь. При этом сами "воспламеняющие" подобные темы СМИ были похожи на глухих старушек, долдонящих о своих страхах вопреки любым возражениям. Никто из иностранных коррепондентов толком и не прочел учебник истории, где Сталин якобы представлялся "эффективным менеджером", не говоря уже о других учебниках ; никто не удосужился дать полный перевод ПОПРАВОК к закону "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" (в американской печати этот акт обозначают для простоты как "антигейский закон").
Все это случайно? Нет, конечно, не случайно, как и массированная поддержка американскими СМИ Алексея Навального на выборах в Москве. Если антипутинские кампании позволяют увидеть, от кого американские эксперты по России хотят избавиться, то история с подъемом на щит Навального - важный и пугающий индикатор насчет того, кого же они хотят привести к власти. Участник "Русского марша", сторонник лозунга "Хватит кормить Кавказ!" - Навальный еще несколько лет назад проходил бы в американских СМИ в качестве "русского фашиста", место которому - в тюрьме или на поле "маргинальной", несерьезной политики. Сегодня Навальный - душка всех западных СМИ, он "истинный вождь русского народа", противопоставляемый Путину, которого "Уолл стрит джорнел" недавно назвала "президентом российских этнических меньшинств" (в доказательство этого тезиса приводятся данные о лучших результатах у Путина на выборах в Чечне или Татарстане, чем в Москве или Самаре).
Откуда такое волшебное пресуществление Навального из "русского фашиста" в "вождя русского народа"? Объяснение тут простое, в "экспертных кругах" по России западных стран его и не скрывают. После чеченской войны западным "друзьям" России стало ясно, что ни одно национальное меньшинство, даже самое агрессивное, Россию не разрушит. Просто не сможет: слишком сильное государство, слишком тесны связи между людьми. Вывод: Россию могут разрушить русские этнические националисты, не знающие историю своей многонациональной страны, тупо и агрессивно не желающие жить рядом с "черными". Навальный - как раз из таких людей, он и поколенчески, и культурно (вернее, бескультурно) соответствует образу "нового Ельцина". Напомним, что и процесс разрушения СССР происходил по той же схеме. Сначала бунты меньшинств на окраинах, потом - запуск отделения Российкой Федерации от СССР. В этом процессе, как отмечает сегодня в "Независимой газете" эксперт НИУ ВШЭ Кирилл Родионов, либерал Ельцин действовал как русский националист. С этим мнением эксперта можно согласиться с приставкой "анти": разрушение единой страны оказалось прежде всего антирусским актом.
Все это означает: в отношениях с Западом России скорее всего придется взять паузу - до вразумления наших партнеров в США и ЕС. Вразумление это произойдет довольно скоро: антиросийский вектор политики западных стран - лишь часть той общей некомпетентной внешней политики, которая толкает Вашингтон и Брюссель то на вторжение в Ирак, то на помощь исламистским повстанцам в Сирии. Эта политика ведет в потерям, разочарованиям и поражениям, причем антироссийские предрассудки являются в ней одним из главных "ослепляющих" факторов. Ненависть к "просоветкому" режиму отца и сына Асадов закрыла глаза Вашингтона, Парижа, Лондона на связь сирийских повстанцев с "Аль-Каидой". Желание увидеть Украину разорвавшей все связи с Россией закрыло глаза на бездарную политику президента-русофоба Виктора Ющенко. История, как строгая учительница, учит болью и финансовыми потерями. Похоже, авторы стратегии под названием "забыть Россию" скоро останутся без обеда...
А что же делать пока России? Помимо общего укрепления связей с Востоком, приоритет должен быть наконец отдан отношениям по всем векторам СНГ. И здесь саммит Путина и азербайджанского президента Ильхама Алиева - важная веха. Думается, особенности ситуации после неостоявшегося венчания России с Западом понимают и в Баку.