Вчера вечером президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о желании поговорить с президентом России Владимиром Путиным о ситуации в Ливии, в частности, о командующем Ливийской национальной армией Халифе Хафтаре. Пока в Ливии сохраняется двоевластие. Власть в стране не могут поделить правительство национального согласия (ПНС) в Триполи во главе с премьером Файезом Сараджем и "восточное правительство", которое поддерживает Хафтар. В конце ноября Эрдоган и Сарадж подписали меморандумы о разграничении морских зон и о сотрудничестве в области безопасности. Президент Турции уже заявил, что "морской" меморандум, подписанный с ПНС [и названный рядом стран, и "восточным правительством" незаконным] будет представлен ООН для демаркации, а Анкара и Триполи будут действовать согласно одобренному ими документу.
Financial Times в статье Turkey’s territorial deal with Libya stokes Mediterranean tensions пишет, что соглашение о разграничении морских зон соглашению между Турцией и Ливией разожгло напряженность между Анкарой и столицами Евросоюза, а также подняло ставки в усиливающейся битве за ресурсы дна Средиземного моря.
Новая морская граница проходит недалеко от греческого острова Крит, через территорию, на которую претендуют Греция и Кипр. Она может поставить под угрозу планы строительства трубопровода для доставки газа из восточного Средиземноморья в Европу, а также осложнить мирный процесс в охваченной войной Ливии.
Аналитики заявляют, что этот шаг может стать еще одной потенциальной точкой конфликта в турецко-греческих отношениях, поскольку Турция стремится активизировать усилия по разработке газовых месторождений в Средиземном море, при том, что Анкара уже ведет спор с Кипром по поводу прав на добычу. Ливийская сделка "вредит интересам Греции и Кипра," сказал Марк Пьерини, бывший посол ЕС в Турции и приглашенный эксперт в центре Carnegie Europe.
Афины и Анкара десятилетиями ведут спор по поводу контроля над Эгейским морем в целом, но турецко-ливийское соглашение знаменует собой первый случай, когда Греция сталкивается с вызовом своему суверенитету в Критском море. Греческие чиновники опасаются, что Турция хочет усугубить спор с Кипром по поводу добычи газа и нефти, оспорив права Греции на полезные ископаемые в водах к югу от Крита.
Выступая перед парламентским комитетом, заместитель министра иностранных дел Турции Явуз Селим Киран сказал, что этой сделкой Турция послала международному сообществу "важный сигнал" о решимости страны отстоять свою позицию. В то же время Кириакос Мицотакис, премьер-министр Греции, заявил, что соглашение между Турцией и Ливией противоречит международному праву и демонстрирует "агрессивную позицию" страны по отношению к Греции.
"Никто не признает этот бессмысленный документ... не только потому, что он недействителен, но и потому, что у ливийской стороны нет необходимых юридических полномочий для заключения подобного соглашения", - сказал Мицотакис, также информировав греческих законодателей о результатах встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите НАТО на прошлой неделе.
В конце минувшей недели Греция объявила, что она вышлет посла Ливии из страны, потому что он якобы не смог уложиться в срок для передачи копии соглашения в Министерство иностранных дел в Афинах. По словам высокопоставленного греческого чиновника, сделка вряд ли будет ратифицирована ливийским парламентом, который контролируется сторонниками Ливийской национальной армии, борющейся за свержение администрации в Триполи. Армения поддерживается региональными конкурентами Турции - Саудовской Аравией, Египтом и Объединенными Арабскими Эмиратами, в то время как Анкара вступила в союз и поставляет оружие правительству Триполи.
Турецкие чиновники утверждают, что Греция и Кипр, который по-прежнему разделен на греко- и турецко-говорящие части после десятилетий неудачных переговоров, давно отказались участвовать в переговорах о том, как разделить природные ресурсы средиземноморского региона. Кипр разозлил Турцию, позволив международным энергетическим компаниям проводить разведочные работы в морях, которые она считает своей исключительной экономической зоной. В ответ Анкара направила турецкие суда для проведения работ в тех же водах, что вызвало угрозу введения санкций ЕС. Европейский блок признал суверенитет Кипра в 2004 году, хотя остров по-прежнему разделен.