После принятия Европарламентом резолюции, призывающей заморозить переговоры о членстве Турции в ЕС, отношения между Анкарой и Брюсселем в очередной раз оказались на грани окончательного разрыва. То, что заявляли высокопоставленные политики отдельных стран ЕС (например, глава МИД Австрии Себастьян Курц), нашло отражение в конкретной резолюции европейского законодательного органа. Резолюция хоть и носит рекомендательный характер, однако является сильным сигналом, свидетельствующим об уровне раздражения европейских политиков действиями Анкары. Подчеркнуто пренебрежительная ответная реакция турецкого руководства, в свою очередь, свидетельствует о растущей пропасти отчуждения между Турцией и Европой.
Как заявил в интервью Inforadio глава представительства фонда Хайнриха Белля в Стамбуле Кристиан Бракель, "создается впечатление, что турецкое правительство сделало следующий расчет: мы, лучше, обойдемся без ЕС - до тех пор, пока Евросоюз сохраняет с нами экономическое партнерство. И в Анкаре, очевидно, полагают, что Брюссель продолжит экономическое сотрудничество. Подобная позиция Турции наблюдается уже на протяжении нескольких лет и, вероятно, сейчас там решили, что подобное положение вещей можно закрепить окончательно".
"Если переговоры о вступлении Турции в ЕС будут заморожены, то это станет сигналом для международных инвесторов, которых Турция привлекала в начале нулевых именно тем, что выбрала путь европейской интеграции. Конечно, значение здесь будет иметь позиция Евросоюза: решат ли там сохранить таможенный союз с Турцией, отказавшись от политической интеграции, или же партнерские контакты будут заморожены также и в экономической сфере", - отмечает эксперт.
Многие турецкие граждане, особенно стамбульцы, с которыми знаком эксперт, крайне негативно относятся к отдалению Турции от Евросоюза. При этом Кристиан Бракель признает, что эти люди не представляют мнения большинства в Турции. Политолог напомнил, что сейчас за вступление в ЕС выступают лишь 30-35% турок.
Один из вопросов, которыми сейчас задаются европейцы - есть ли у Турции альтернатива Евросоюзу и насколько перспективен курс на сближение Анкары с Москвой и Пекином? "Очень сложно сказать, насколько серьезно Эрдоган относится к России и ШОС в качестве альтернативы Евросоюзу. Если рассуждать рационально, то ШОС едва ли является равноценной альтернативой Евросоюзу, поскольку более 60% прямых инвестиций в турецкую экономику - европейские", - говорит эксперт. Бракель отмечает, что в НАТО Турция является равноправным партнером, в то время, как в случае тесной военной кооперации с Китаем и Россией Анкаре достанется лишь роль младшего партнера. При этом, по мнению эксперта, не следует недооценивать внутриполитические мотивы действий Анкары, а потому нельзя исключать нерациональных внешнеполитических решений, нацеленных на удовлетворение "внутреннего спроса" и укрепление власти турецкого президента Эрдогана.