Вестник Кавказа

Прогресс по Ливии есть. Только его пока не видно

Михаил Симонов
Прогресс по Ливии есть. Только его пока не видно

Участники международной конференции по Ливии, прошедшей в Берлине, приняли совместное заявление и призвали к прекращению всех военных передвижений на территории этой страны, в том числе в рамках оказания сторонам конфликта непосредственной помощи. Документу предстоит еще быть рассмотренным и принятым на заседании Совета безопасности. Сомнений в том нет, уж коли в столице Германии собрались все политические тяжеловесы, озабоченные судьбой этого североафриканского государства.

Участники берлинского саммита призвали осуществить "способствующие укреплению доверия меры, таких как обмен пленными", Совет безопасности ООН - ввести санкции в отношении нарушителей режима прекращения огня в стране. Документ содержит также призыв к прекращению огня. В нем говорится также об эмбарго на поставки оружия, обеспечении безопасности нефтяных объектов, восстановлении монополии государства на законное применение силы, невмешательстве в вооруженный конфликт и механизме экономического восстановления.

Однако начиналась конференция тяжело. В Берлин по предложению канцлера Германии Ангелы Меркель обсуждать ливийский вопрос прибыли президент РФ Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, госсекретарь США Майкл Помпео, представители Китая, Италии, Египта, Алжира, ОАЭ и Конго, и, собственно, главные действующие лица ливийского конфликта - премьер признанного ООН Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиз Сарадж и его противник - командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) генерал Халифа Хафтар.

До Берлина Сарадж и Хафтар, как известно, побывали в Москве. Семичасовые переговоры (непрямые) закончились ничем. Правда, представители Сараджа подписали соглашение о перемирии. Хафтар не стал делать и этого, заявив о необходимости проконсультироваться с лидерами поддерживающих его племен. То, что в Москве соглашение не будет подписано, предугадывалось заранее – слишком много влиятельных мировых игроков втянуты в ливийскую войну, слишком многие засматриваются на ливийские углеводороды, а потому сделают все, чтобы Россия не оказалась единственным триумфатором в миротворческом процессе.

Едва  ли не главный союзник ПНЕ – Турция. Сарадж заявил о согласии на морские границы Средиземноморья в таком варианте, когда наиболее лакомые газовые месторождения оказываются под контролем Анкары. В ответ Турция объявила о командировке в Ливию своих вооруженных сил. Естественно, в помощь Сараджу. На той же стороне играет Италия, защищающая интересы своего нефтяного гиганта Eni. На другой стороне - Франция с интересами своей нефтегазовой корпорации Total. По разные стороны и ряд арабских государств. Сараджа поддерживает Катар, Хафтара – Саудовская Аравия. Роль остальных не столь однозначна и ясна. Например, Турция обвиняет Россию в том, что на помощь Хафтару командирована частная военная компания (ЧВК) Вагнера. Россия это отрицает, а ПНЕ Сараджа объявила о том, что не рассматривает Россию как враждебную к себе сторону. И уже в Берлине сам Сарадж сказал о том, что готов принять посреднические услуги Москвы. С учетом того, что вслед за этим лидер ПНЕ заговорил о целесообразности введения в Ливию миротворцев, можно предположить, что он принял за руководство один из пунктов подписанной его стороной московской резолюции о праве России и Турции проводить в зоне конфликта инспекционные поездки. Согласятся ли с этим остальные?

Результаты саммита не дают основания для однозначно оптимистичных ответов, хотя бы потому, что не очень ясны. Конференция засвидетельствовала различия в подходах к ливийскому урегулированию. Так, Реджеп Тайип Эрдоган с ходу повысил градус обсуждений, заявив, что "мир не сумел ответить на опрометчивые нападения Хафтара", и обозначив тем самым свой ответ на вопрос, кто прав, а кто – не очень. Еще в аэропорту Ататюрка перед вылетом в Берлин Эрдоган высказался крепче, призвав мир "встать на борьбу с торговцами кровью и хаосом". "И Берлинский саммит нельзя отдавать в жертву амбициям торговцев кровью и хаосом", - заявил президент Турции, дав понять тем самым, что будет приниматься решение, близкое к тому, каким видит он сам, либо Анкара будет действовать по-своему.

По ходу Турция призвала Евросоюз прекратить "политику предубеждения по отношению к туркам-киприотам", выступив за бурение в Средиземноморском бассейне. "ЕС в первую очередь  должен положить конец этой политике под прикрытием солидарности профсоюзов, которая далека от реальности, предубеждена и отличается двойными стандартами", - говорится в заявлении МИД Турции в ответ на негативную реакцию ЕС и Греции на начатые Анкарой работы у берегов Кипра.

Вообще же в Берлин политические лидеры прибыли с таким ворохом противоречий, частью не имеющих отношения к Ливии, и обрушились друг на друга с такой критикой, что в какой-то момент стало казаться – лучше бы не встречались вовсе.

Турция раскритиковала Россию за ЧВК Вагнера, сама получила порцию критики от британского премьера Джонсона за "развязывание хаоса в Ливии". Борис Джонсон обвинил в этом и Россию, попутно вспомнив об отравлении Скрипалей в Солсбери, и заметив, что перспектив нормализации отношений Лондоном и Москвой не будет, "пока Москва не перестанет подрывать безопасность наших граждан и коллективную безопасность". Попутно он, правда, солидаризовался с Эммануэлем Макроном по Ирану - "необходима длительная систематизация для предотвращения создания Ираном ядерного оружия".

Госсекретарь США Майк Помпео обрушился на президента Египта Абдул-Фаттаха Халила Ас–Сисси с возмущением в связи со смертью 54-летнего американца Мустафы Кассема в одной из тюрем Египта, куда он был помещен якобы по ошибке во время разгона акции протеста в 2013 году, объявил голодовку в знак протеста, в результате которой и скончался. Следующим под критику госсекретаря попал Халифа Хафтар. Конкретно за приказ закрыть все нефтяные терминалы. "У США в Ливии есть интересы в сфере борьбы с терроризмом. Кроме того, в Ливии имеются серьезные возможности в сфере энергетики. Мы надеемся, что препятствование отправке нефти из страны прекратится по итогам этого разговора. Мы также привержены политическому решению", - цитирует пресс-служба госдепа своего руководителя.

В общем, собравшиеся в Берлине конференцию по Ливии использовали не только по "прямому назначению". В пользу того, что документ по Ливии все-таки будет принят, в какой-то момент стало говорить лишь то, что в таком количестве ведущие политики мира не собрались бы просто так – что-то разработанное взаимоприемлемое для всех все-таки в природе существует. Хотя и тут возникли сомнения, после того как Помпео и Эрдоган покинули Берлин, не дожидаясь заключительного ужина.

И тут опять обратимся к словам госсекретаря США, также приводимым пресс-службой госдепа: "Был достигнут прогресс в деле установления полноценного режима прекращения огня, перемирия, временного вывода [войск] из состояния повышенной боевой готовности. Предстоит еще много работы. Там сложная обстановка на поле боя. Но там [на конференции в Берлине все лидеры] дали искреннее обязательство сократить риски, достичь режима прекращения огня. Я оптимистично настроен по поводу того, что насилия станет меньше и появится возможность начать разговор между сторонами конфликта в Ливии... Мы добились прогресса, по крайней мере прогресса в том, чтобы меньше вооружений, меньше новых сил оказывалось в регионе", - подчеркнул Помпео.

Что же на самом деле даст Берлинский саммит по урегулированию ситуации в Ливии, похоже, станет более понятно в ближайшие дни.

10320 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ