Премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе назвал глубоководный порт ”Анаклия” стратегически важным для страны проектом и частью своей стратегии превращения Грузии в региональный транспортно-логистический центр. Ports Europe в материале Georgian prime minister challenges Anaklia port critics пишет, что комментируя сообщения о том, что власти не желают реализовывать проект порта ”Анаклия”, премьер назвал их политически безответственными спекуляциями. Он добавил, что ”Анаклия” остается приоритетным проектом, прием ЕС включил порт в список приоритетных планов в рамках проекта Трансъевропейской транспортной сети ЕС (TEN-T).
В конце прошлого месяца Генеральная прокуратура Грузии обнародовала новые подробности, касающиеся громкого дела об отмывании денег, в котором участвовали основатели грузинского TBC Bank Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе.
Министр инфраструктуры Грузии Майя Цкитишвили заявила, что нет никакой связи между проектом глубоководного морского порта ”Анаклия” и продолжающимся расследованием отмывания денег с участием основателей TBC Bank.
Anaklia Development Consortium (ADC), который выиграл государственный тендер на строительство порта и подписал соглашение с правительством в 2016 году с TBC Holding в качестве основного партнера, столкнулся с проблемами в привлечении средств для проекта стоимостью $2,5 млрд до начала проведения расследования.
ADC - консорциум, в состав которого входят грузинский TBC Holding, Conti International (США), SSA Marine (США), британская компания Wondernet Express, работающая в Центральной Азии, и G-Star Ltd. из Болгарии (компания принадлежит Грузии).
Грузия прилагает серьезные усилия, чтобы стать частью международных транспортных коридоров, поскольку видит значительную экономическую выгоду в том, что транспортные порты и железнодорожные узлы играют значительную роль в новом Шелковом пути.
Новый Шелковый путь (китайской инициативы ”Один пояс - один путь”) - экономическая стратегия, направленная на улучшение доступа продукции из КНР на европейские рынки, которая включает приобретение пакетов акций портов и других транспортных узлов, а также заключение соглашений о сотрудничестве со странами вдоль маршрутов Шелкового пути.
На прошлой неделе Грузия вместе с Румынией, Азербайджаном и Туркменистаном подписала декларацию о создании мультимодального коридора для перевозки грузов между Черным и Каспийским морями (проект ”Международный транспортный коридор Каспийское море - Черное море”).
Проект был инициирован Румынией и Туркменистаном для создания интермодального транспортного маршрута для морских, речных, автомобильных и железнодорожных грузовых перевозок между центральной и северной Европой, южным Кавказом и Центральной Азией с перспективой соединения с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Обе страны имеют современные мультимодальные порты, которые в целом простаивают.
Создание коридора возможно благодаря географической близости между Румынией, Грузией, Азербайджаном и Туркменистаном и услугам, предлагаемым портами Констанца (Румыния), Поти (Грузия), Баку (Азербайджан) и Туркменбаши (Туркменистан). Новый транспортный маршрут создается на основе Транскаспийского коридора (Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция) и "Ляпис-лазурь" (Турция, Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Афганистан).