В понедельник премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади официально объявил о победе над ИГИЛ (завпрещена в России) в Мосуле, который боевики удерживали под контролем более трех лет. Американский генерал, командующий операцией Стивен Таунсенд заявил, что зачистка иракского Мосула от боевиков займет еще несколько недель. Правда, вчера стало известно, что столкновения между иракскими военными и членами группировки ИГИЛ в западной части Мосула продолжаются.
Как пишет Washington Institute в статье Mosul Defeat a Blow to IS, but Not the End, свержение последнего оплота ИГИЛ в Мосуле было настоящей битвой за уничтожение. По оценкам экспертов, ИГИЛ разместила около 1000 боевиков на востоке Мосула и еще 2000 - на западе. Подавляющее большинство из них было убито в ходе интенсивных боевых действий, что стало самым серьезным поражением, нанесенным ИГИЛ.
Теперь Хайдер Аль-Абади может рассчитывать на усиление позиций благодаря успешной операции, также как и ключевые командиры. Соперничающие силы будут стремиться подчеркнуть свою роль в периферийных операциях, как, например, продвижение к сирийской границе.
В преддверии национальных выборов в Ираке в 2018 году, поддерживаемые иранской армией шииты, среди которых Абу Махди аль-Мухандис, объявленный США международным террористом, и Хади аль-Амери, захотят разделить политическое влияние с премьер-министром Абади.
В Мосуле будет выдвинуто важное требование примирения и восстановления. Город не может быть включен в предстоящие провинциальные выборы из-за трудности проведения голосования в постконфликтной обстановке. Существует крайняя необходимость в создании более высокого координационного совета для наблюдения за городом и другими частями провинции. Одним из вариантов может быть назначение популярного доверенного лица, например, генерала Саади в качестве временного координатора.
Правосудие в переходный период становится ключевым вопросом, поскольку боевики ИГИЛ из Мосула и его окраин, возможно, смешались с населением, и желание общества отомстить будет сильным. Мосулу также нужна физическая реконструкция, задача, которая еще не осуществляется даже в тех частях города, которые были освобождены восемь месяцев назад в начале битвы. 5 июля Лиз Гранде, координатор гуманитарных программ ООН по Ираку, предположила, что реконструкция города обойдется в более чем $ 1 млрд.
Новые военные вызовы возникают перед Ираком, даже несмотря на окончание битвы в Мосуле. В 65 км к западу от города в провинции Найнава расположен Талль-Афар, который остается под контролем ИГИЛ. Силы, участвовавшие в битве за Мосул, уже перебрасываются в Талль-Афар, чтобы начать освобождение города. Талль-Афар меньше в восемь раз меньше Мосула, но могут потребоваться недели или даже месяцы борьбы для того, чтобы его освободить.
Примерно в 290 км к юго-западу от Мосула, также имеется ряд городов в провинции Анбар вдоль иракской части реки Евфрат. Эти города, известные под общим названием Аль-Каим, тесно связаны с остальными опорными пунктами ИГИЛ в долине Евфрата в Сирии, такими как Ракка и Дейр-эз-Зор. Если ИГИЛ не столкнется с катастрофическим крахом военного потенциала, который возможен на этом кульминационном этапе кампании, то битвы в Талль-Афаре и Аль-Каиме могут продолжаться до конца 2017 года.
Также имеются свидетельства того, что ИГИЛ возрождает повстанческое движение. Бурно разрастающаяся деятельность боевиков началась в районах, которые были освобождены два года назад. По словам правозащитников, среди этих районов провинция Дияла, где иранские ополченцы принимают участие в коллективных наказаниях суннитской арабской общины.
Будущее Мосула можно представить, исходя из того, как ИГИЛ адаптировала свои операции в недавно освобожденных районах. Перед празднованием Ураза байрама 23-24 июня боевики предприняли пять попыток терактов на востоке Мосула, а 26 июня террористическая организация ненадолго захватила небольшую территорию западного Мосула в ходе крупномасштабного рейда с участием более 30 боевиков. ИГИЛ, вероятно, будет использовать такую тактику. Массовые убийства шиитских паломников вблизи Багдада во время религиозных фестивалей в конце этого года могут быть совершены для "компенсации" военных потерь, которые понесли террористы. Иракская битва против ИГИЛ перейдет с открытого поля боя в теневую сферу контртеррористических рейдов в городах, пустынях и на границах.