На минувшей неделе громкий инцидент с участием группы военнослужащих в воинской части города Мегри на юге Армении стал очередным поводом поговорить о порядке в рядах Вооруженных сил республики. Армянские СМИ сообщили, что солдаты устроили бунт, выразив тем самым недовольство в связи с поведением некоторых офицеров. Руководство армии спешно отреагировало на событие: на своей странице в Facebook пресс-секретарь министра обороны Арцрун Ованнисян назвал инцидент попыткой нескольких недисциплинированных военнослужащих установить "порядки девяностых", служить на особых условиях, надевать специальную одежду, питаться отдельно от других.
К слову сказать, произошедшее так и не получило бы широкой огласки, если бы не признание одного из военнослужащих своей матери о том, что бунт бы устроен солдатами против одного из офицеров. В любом случае, вопиющая во всех смыслах ситуация нанесла вред по и без того низкой репутации ВС Армении. Со времени распада СССР армянская армия не реформировалась, престижной служба в ее рядах так и не стала, ведь армянские Вооруженные силы вобрали в себя множество пережитков прошлого, включая коррупцию и дедовщину.
Уже много лет в Армении говорят о сохранении так называемых коррупционных рисков при призыве на воинскую службу. Призывники избегают службы в армии благодаря внушительным взяткам, вследствие чего призывные органы могут совершить банальный подлог медицинских документов, когда вполне здоровый юноша в любой может обнаружить у себя симптомы непереносимой аллергии. Часть молодых людей уклоняется от обязательной военной службы благодаря изворотливости родителей, которые прибегают к коррупционным схемам, включая приобретение отсрочки по причине учебы в вузе. Повестка в подобных случаях может даже и не вручаться призывнику.
Однако все это роскошь для простых граждан. Многолетняя блокада и сложная социально-экономическая ситуация привели к тому, что в стране практически отсутствует средний класс. Армения представляет собой страну с преимущественно малоимущим населением. Люди озабочены тем, что сыновья высокопоставленных чиновников, благодаря своим "исключительным достижениям" в армии не служат. Так, обязательную военную службу не проходили сыновья бывшего премьер-министра и первого заместителя председателя некогда правящей Республиканской партии Армении Карена Карапетяна, сын экс-министра энергетики Ерванда Закаряна Артак, сын экс-министра сельского хозяйства Игнатия Аракеляна Эдуард, сын экс-министра по территориальному управлению Давида Локяна Сергей. Избежали службы сыновья и родственники известных парламентариев из блока "Царукян": сын экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна Спартак и зять Гагика Царукяна Карапет Гулоян.
Дети из обеспеченных семей имеют больше возможностей получить высшее образование, за счет чего вполне легально избегают срочной службы. Примечательно, что действующий премьер-министр Никол Пашинян в качестве демонстративного жеста отправил своего сына Ашота на линию соприкосновения в Нагорном Карабахе, решив таким образом поддержать образ близкого к простому народу борца с пережитками прошлого.
Любая эскалация в зоне карабахского конфликта чревата гибелью нескольких десятков военнослужащих за один только день, причем абсолютное большинство зачастую оказывается выходцами из необеспеченных семей. Военные столкновения на линии соприкосновения в 2016 году стали особенно кровопролитными и всколыхнули армянское общество. Одновременно был зафиксирован резкий рост выезда за рубеж молодых людей призывного возраста. За время боев ни один сын армянского депутата, мэра или министра не был замечен в зоне конфликта.
В Армении по-прежнему отсутствует ясная система распределения рядовых по родам войск. Останется непонятным, на основании чего производится распределение и оказывает ли на него влияние имеющаяся у новобранцев гражданская специальность. Родители юношей не понимают, почем дети одних попадают в мотострелковые части и оказываются на передовой, вторые служат в рядах артиллерии, радиосвязи или в ПВО, а третьи и вовсе остаются на территории удаленных от границы частей. В Армении не раз поднимался вопрос о том, где и как происходили службу сыновья бывшего министра юстиции Давида Арутюняна, бывшего премьера Овика Абрамяна, а также бывшего спикера парламента Ары Баблояна.
Проблемы армянской армии стали показателями расслоения общества, и отклик на события в Мегри властей, которые предпочли переложить ответственность на рядовых солдат, мало кого удивил.