В самом большом европейском лагере беженцев не осталось места. Прибывшие на греческий остров Лесбос вынуждены проживать за пределами периметра, обнесенного колючей проволокой, в лабиринте палаток, каждая из которых помечена черной цифрой. Daily Mail в статье Surge in migration throws Greek islands back into crisis рассказывает, что 40-летний афганский мигрант Исмуталла Гейдери живет в ”секции 800”, до которой можно добраться сквозь развешанное белье, бесчисленные электропровода то и дело выходящие из строя, и толпу детей, играющих босиком на каменистой земле.
Последний месяц Гейдери спал, свернувшись калачиком, в маленькой палатке со своей женой, 4-летней дочерью и двумя сыновьями. Когда Гейдери попал на остров Лесбос в конце августа, число прибывающих сюда людей достигло самого высокого уровня со времени пика мигрантского кризиса в ЕС три года назад.
Лесбос и другие греческие острова, обращенные к материковой части Турции, используются в качестве барьера для материковой части Европы: там размещены лагеря, патрули международной береговой охраны; введены новые ограничительные правила передвижения.
Год назад Греция негласно ослабила правила, чтобы решить проблему переполненности лагеря и успокоить местных жителей, страдающих от негативного воздействия кризиса на туризм. Тысячи просителей убежища перенаправлялись на материк, где была расширена сеть государственных лагерей. Но условия на островах неуклонно ухудшаются, и патрули не могут справиться с наплывом мигрантов, спасающихся от войны и нищеты.
Лагерь беженцев ”Мория” на Лесбосе был рассчитан на 3 тыс. человек, но в настоящее время в нем проживает рекордные 12 тыс., причем 7 тыс. из них расположились на склонах холмов, где условия с наступлением зимы становятся невыносимыми.
”каждый день мы стоим в очереди по восемь часов, чтобы получить еду, газету, принять душ, сходить в туалет, - говорит Гейдери, строитель по профессии, который изначально бежал в Иран, но не смог устроить детей в иранскую школу. – неважно где, но я хочу жить на законных основаниях, быть в безопасности; хочу, чтобы мои дети ходили в школу”.
Резкий рост числа прибывших усилил напряженность в отношениях между союзниками по НАТО, Грецией и Турцией, у которых также обострились разногласия из-за бурения природного газа в восточной части Средиземного моря и другие давние споры.
Лесбос, третий по величине остров Греции, привлекает незаконных перевозчиков людей, промышляющих вдоль побережья Турции и ориентирующихся на северную береговую линию острова или на огни прибрежной зоны международного аэропорта. В разгар кризиса 2015 года, когда в Сирии и Ираке бушевали войны, сюда прибыло 211 тыс. человек.
На следующий год блок НАТО развернул корабли в восточной части Эгейского моря, и число прибытий на Лесбос резко сократилось до 3080 к сентябрю 2016 года, с тех пор оставаясь стабильным. Согласно данным, предоставленным УВКБ ООН, занимающимся делами беженцев, показатель увеличился этим летом, в сентябре число мигрантов составило 7 712. Лесбос снова стал самым оживленным европейским пунктом прибытий беженцев.
Афганцы составляют самую большую группу прибывших, за ними следуют мигранты из Сирии, Конго и Ирака.
В выходные ”Мория” была официально закрыта для вновь прибывающих, и правительство пообещало, что еще тысячи мигрантов будут перемещены на материк при поддержке патрулей береговой охраны, усиленных военными отрядами.
Но местные чиновники требуют более серьезного изменения политики. ”Каждый шестой человек на острове попал сюда незаконными способом, и ситуация стала невыносимой, - заявил в интервью Associated Press региональный губернатор Северных Эгейских островов Константинос Моутзурис. - Мы просим об эвакуации с островов и о снижении численности мигрантов, чтобы она была пропорциональна населению Лесбоса. Люди, приезжающие сюда, переживают сильное потрясение, пересекая континенты с маленькими детьми и преодолевая большие расстояния пешком. Зима все ближе, условия ухудшаются”.
Пресс-секретарь Европейской комиссии Наташа Берто сказала, что ЕС рассмотрит любую просьбу Афин о дополнительной поддержке: ”Я не знаю о каких-либо изменениях политики с греческой стороны. Мы с обеспокоенностью отмечаем, что за прошедшую неделю на Лесбосе было зарегистрировано большое количество прибывших, что оказывает дополнительное давление на систему, которая уже находится под большим напряжением”.