Новый президент и старые проблемы Узбекистана

Новый президент и старые проблемы Узбекистана

Впервые за последние 25 лет в Узбекистане появился новый президент. Бывший премьер-министр Шавкат Мирзиёев одержал убедительную победу на выборах в воскресенье, набрав 88,6% голосов. Теперь Мирзиёев столкнется с множеством политических, экономических и геополитических проблем в попытке стать достойным преемником президента Ислама Каримова.

Выборы показали признаки преемственности. 59-летнему Мирзиёеву противостояли три кандидата, причем все из проправительственных партий, а выборы подверглись критике со стороны ОБСЕ. Представители организации заявили, что у нового президента фактически не было конкурентов. Между тем, сам Мирзиёев отметил, что намерен перенять стиль управления Каримова, однако, намекнул на возможность реформ в Узбекистане. Это можно объяснить вполне реальными угрозами, связанными с массовой миграцией, исламским экстремизмом и экономическим застоем. Мирзиёев предпринимает шаги по стабилизации валюты и по борьбе с бюрократией, которая затрудняла ведение бизнеса в стране и отпугивала иностранные инвестиции.

"Мирзиёев пытается укрепить свою поддержку и показать, что он является законным президентом", - заявил эксперт Фонда Карнеги по Центральной Азии Пол Стронски в интервью Foreign Policy. Вопрос легитимности остается крайне актуальным для нового президента Узбекистана. Смерть Каримова вызвала опасения по поводу возможной борьбы за власть среди элит, но региональные кланы страны быстро объединились вокруг Мирзиёева в обход конституции, согласно которой до проведения выборов страной должен был руководить глава парламента Узбекистана.

У Мирзиёев будет сложно заменить Каримова, правившего страной с 1989 года, когда она еще была частью СССР. "Каримов был мифической фигурой. Его уважали независимо от политики, - считает заместитель директора Международного республиканского института по проблемам Евразии Бахти Нишанов. - Люди обвиняли других чиновников во всех проблемах, но никогда не обвиняли президента".

Скоро станет понятно, будут ли также относиться к Мирзиёеву. Он унаследует самую густонаселенную страну в Центральной Азии, раздираемую экономическими проблемами двух крупнейших финансовых партнеров - России и Китая. Дешевая нефть и западные санкции вогнали Россию в рецессию, которая, в свою очередь, сильно снизила денежные переводы двух миллионов узбекских мигрантов, работающих в РФ, а замедление темпов экономического роста Китая сократило инвестиции в регион.

Если не принять меры по стимулированию экономического роста и привлечению иностранных инвестиций, Мирзиёев рискует довести уровень национальной экономики до еще большей зависимости от сокращающихся денежных переводов. (Центральный банк России сообщил, что в первой половине 2016 года было переведено лишь $952 млн, гораздо ниже чем $6,63 млрд в 2013 году, до падения цен на нефть и западных санкций).

На этом фоне Мирзиёев стремится восстановить отношения с соседями по Центральной Азии. 2 декабря после перерыва 24-летнего Узбекистан возобновил авиасообщение с Душанбе. В ноябре временное правительство Мирзиёева выразило готовность разрешить давние споры о границах с Киргизией, ведущиеся с 1991 года.

Мирзиёев говорил и об отношениях с крупными державами, обещая продолжать политику своего предшественника и не вступать ни в какие международные военные союзы, а также не допускать иностранные военные базы на территорию страны. Каримов нехотя стал союзником США во время "войны с террором", одобрив создание авиабазы США на узбекской земле для войны в Афганистане. Но сам же Каримов закрыл базу в 2005 году после того, как Соединенные Штаты раскритиковали действия правительства по отношению к населению. Отношения слегка улучшились при администрации Обамы, и Узбекистан сыграл важную роль в  Северной распределительной сети (Northern Distribution Network, NDN), выступив транзитным хабом, используемым НАТО для поддержки операций в Афганистане. 

Новый президент хочет сохранить независимость Узбекистана и баланс внешних сил, но с учетом множества проблем в экономике, Мирзиёев может быть вынужден сблизиться с Москвой или Вашингтоном для привлечения иностранных инвестиций. "Уровень безработицы среди молодежи очень высок, а молодые люди все чаще возвращаются из России, - подчеркнул Бахти Нишанов. - Правительство должно попытаться разрешить экономические проблемы, чтобы стабилизировать ситуацию".

66290 просмотров



Вестник Кавказа

в YouTube

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!