Лето 2019 года может стать переломным моментом для мировых рынков ресурсов. В следующие два месяца может произойти серьезная перестановка на мировых финансовых рынках, поскольку будет запущена структурированная арабская стратегия. Oil Price в статье Middle East Oil Giants Are About To Upend Oil Trading пишет, что международные СМИ все чаще сообщают о новых проектах нефтегазовых гигантов, таких как Aramco и ADNOC, а международные торговые дома и нефтяные компании предпринимают шаги по захвату все большей части мирового рынка.
Аналитики все еще склонны рассматривать действия Aramco, ADNOC, QP и Sonatrach как незначительные отклонения от нормы, а не повод для беспокойства. Такие гиганты как Glencore, Trafigura, Vitol, Mercuria, Dreyfus или Gunvor по-прежнему не имеют себе равных, но они постепенно заменяются такими международными нефтяными компаниями как Shell, Exxon, Total, ENI или Gazprom.
Уже сейчас мы видим, как национальные нефтяные корпорации попадают в топ-20 компаний в этой сфере. На протяжении десятилетий трейдеры и международные нефтяные компании управляли этим сектором, рискуя и получая высокую прибыль, в то время как национальные корпорации были вне игры. Эта тенденция медленно меняется, судя по сообщения о новых торговых сделках Aramco, ADNOC и других. В последние два года национальные нефтяные корпорации стали все больше влиять на формирование цен, а попытки не допускать конкурентов на некоторые потребительские рынки стали одной из основных стратегий национальных корпораций.
Однако лидеры ОПЕК - Саудовская Аравия и ОАЭ - активизировали свои усилия по контролю цен. Глядя на действия Aramco, ADNOC и Sonatrach, становится очевидно, что им еще есть куда стремиться в плане совершенствования, но уже сейчас у них большие преимущества по сравнению с такими фирмами как Vitol и Trafigura. Без необходимости иметь дело с тендерами и другими бюрократическими проблемами, торговые отделы национальных корпораций имеют полный доступ к объемам производства или нефтехимической продукции своей собственной компании, что дает им большое преимущество перед третьими сторонами в вопросах цены и осведомленности о делах компании.
Захватывая большую долю рынка торговли ресурсами, национальные нефтяные корпорации также увеличивают свое влияние на цены на нефть и поставки. Благодаря этому, гигантские компании, такие как ADNOC или Aramco, могут продавать свою продукцию по максимально высокой стоимости.
Однако выход национальных корпораций на рынок со своими ресурсами - единственная проблема трейдеров. Национальные нефтяные корпорации уже заявляют о том, что их присутствие на мировых рынках не будет никак ограничено. Благодаря своей торговой стратегии они не только способны убрать с рынка более слабых трейдеров, но и создать беспрецедентные центры влияния, особенно если Aramco и ее коллеги выкупят торговые дома или создадут глобальные альянсы с международными нефтяными компаниями. Тем не менее подобные шаги не станут чем-то новым, мы уже видели совместное торговое предприятие ADNOC с итальянской нефтяной компанией ENI и австрийской OMV.
Чтобы стать интегрированной международной национальной нефтяной компанией необходимо активно участвовать в процессе торговли. Передача части дел сторонним компаниям дорого обошлось ОПЕК или лишило некоторых производителей многих рыночных возможностей.
С геополитической точки зрения более активное участие национальных корпораций в торговых процессах является очевидным шагом. Возможность снабжать и контролировать торговые потоки расширяет власть корпораций и их национальных правительств как в региональных, так и в глобальных альянсах. Это также дает Aramco и другим компаниям возможность выходить на рынки без взаимодействия с третьими лицами. В то же время ведущие национальные нефтяные корпорации уже продемонстрировали заинтересованность и в мировом газовом рынке, в частности в торговле СПГ.
Национальные корпорации будут становиться все более конкурентоспособной альтернативой. Страны Ближнего Востока и Северной Африки, сильно зависящие от импорта сельскохозяйственной продукции и животноводства, производя при этом огромные объемы минералов и металлов, последуют этой практике и очень скоро также создадут торговые дома.
Чего не хватает для настоящей гегемонии национальный корпораций, так это гибкого ценового ориентира. Несмотря на то, что Дубайская товарная биржа пытается создать его, большинство цен на нефть в странах Ближнего Востока и Северной Африки, как и другие товары, оцениваются на основе ориентиров роттердамской или сингапурской бирж. Формирование торговых цен на углеводороды, металлы и сельскохозяйственные продукты с ориентиром, уникальным для региона Ближнего Востока и Северной Африки, может полностью изменить структуру мировой торговли.