Мир потряс еще один чудовищный теракт: накануне вечером на набережной французской Ниццы во время празднования Дня взятия Бастилии грузовик на большой скорости въехал в толпу людей, собравшихся посмотреть салют. По зигзагообразной траектории ему удалось проехать около двух километров, в результате чего погибли 84 человека, более десяти из них - дети. "Это атака, террористический характер которой не может отрицаться", - заявил в обращении к нации президент Франции Франсуа Олланд, добавив, что Франция намерена усилить интенсивность ударов против «исламистов» в Ираке и Сирии после того, как страна в очередной раз подверглась атаке, за которой, по всей вероятности, стояли «исламские террористы».
С президентом Франции можно солидаризироваться во всем, кроме эпитета «исламский» применительно к терроризму. Со всей очевидностью можно утверждать, что террористический интернационал угрожает всему миру, и, в первую очередь, исламским государствам. Давно известно, что идеологи терроризма лишь прикрываться знаменем ислама.
По большому счету, все, что происходит в Европе, стало ответом на действия западных государств на Ближнем Востоке. Речь идет и о развязывании войн и локальных конфликтов в регионе, и он финансировании террористических группировок в угоду собственным политическим и экономическим интересам в борьбе за дешевые энергоносители. Казнь Муммара Каддафи и Саддама Хусейна, разрушение многовековых традиций – все это учинили цивилизованные демократические государства, одновременно сформировав новые политические течения "истинных защитников чистого ислама". А ведь именно эти течения стали угрозой всей цивилизации, в первый очередь, коренным устоям ислама.
Российские представители на всех уровнях и на всех международных площадках твердят о необходимости объединиться перед лицом терроризма, но западные страны неустанно объявляют врагом номер один именно Россию.
Вчера в обращении обращении к Франсуа Олланду и французскому народу Владимир Путин еще раз подчеркнул, что только объединенными усилиями можно победить терроризм.
Обратят ли на это внимание в Европе? Сколько раз Москва направляла своим коллегам списки террористов, сколько раз призывала усвоить русский опыт в борьбе с этим злом? На чужих ошибках учиться сложно.
Напомним, что случай, похожий на случившееся вчера в Ницце, произошел чуть больше года назад в Баку, где автобус въехал в группу спортсменок, прибывших на Первые Европейские игры. Тогда говорили о ДТП, но видеозапись инцидента с автобусом, сделанная очевидцами, свидетельствует, что водитель при проведении маневра не имел никаких помех. Он не замедлил скорости на остром повороте и практически смял стоящих на тротуаре людей.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, «европейцам нужно усилить работу спецслужб и меры безопасности, а также предметно отслеживать экстремистские сообщества». «Террористические проявления – это уже верхушка айсберга, тогда как все предпосылки – вербовочная работа, агитация – происходят в сообществах и сетях, которые напрямую зачастую такой деятельности не ведут. То есть необходимо проявлять больше внимания, и нулевая терпимость в отношении такого рода организаций и сообществ, которые распространяют соответствующую идеологию, неприемлема», - считает эксперт.
Говоря о российском позитивном опыте борьбы с террористическим подпольем, президент Института национальной стратегии отметил, что он вполне применим и в Европе. "Этот опыт основывается на внедрении и требует достаточно высокой квалификации и длительного времени. Но в целом этот опыт более уязвим по отношению к таким терактам одиночек или микрогрупп, которые не являются частью, скажем так, "профессионального" террористического подполья. Потому что в этом случае методики внедрения не дают такого эффекта. Потому что одно дело, когда существует какое-то ограниченное количество "профессиональных" террористических организаций, где могут присутствовать и которые смогут отслеживать внедренные агенты, и это более-менее классическая ситуация, известная, отработанная спецслужбами уже на протяжении десятилетий. Другое дело, когда существует большое количество либо одиночек, либо небольших групп, совсем небольших, которые вообще попадают в поле зрения спецслужб в тот момент, когда уже происходит теракт. И терроризм такого кустарного толка, его отслеживать и предотвращать, объективно гораздо сложнее", - пояснил он.
Но это, скажем так, тактические шаги. Что же касается стратегических, то совершенно очевидно, что нельзя превращать борьбу с терроризмом в религиозные войны. Бороться с этим злом можно лишь научившись договариваться друг с другом и не вмешиваясь во внутренние дела «неугодных» государств; не занимаясь объединением Запада против Востока, а объединившись всем миром против террористического движения.