В воскресенье в Австрии прошли досрочные парламентские выборы. Окончательные результаты подсчета будут объявлены 19 октября, но уже сейчас ясно, что триумфатором выборов стал 31-летний министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц, который станет самым молодым главой правительства в мире. Социал-демократическая партия Австрии пока получает примерно столько же голосов избирателей, как право-националистическая Партия свободы – около 26,6%
Как пишет аналитическое издание The Newsweek в статье ANOTHER FAR-RIGHT PARTY HAS WON VOTERS' HEARTS IN EUROPE WITH ANTI-ISLAM MESSAGE, Партия свободы - одна из старейших популистских партий Европы. Основанная в 1955 году, она однажды уже была представлена в коалиционном правительстве. Ее присоединение к правоцентристской Народной партии в 2000 году привело к тому, что против Австрии на короткое время были введены санкции Европейского союза. Как и многие другие европейские популистские партии, Партия свободы выступает решительно против иммиграции. ”Австрия не является страной иммиграции, - говорится в заявлении партии. - Вот почему мы продвигаем политику создания семей, ориентированную на рождение”. В политическую повестку партии также входит замораживание социальных выплат для мигрантов. Однако, в отличие от некоторых крайне правых групп, она не проводит кампанию за репатриацию иммигрантов, которые находятся в стране на законных основаниях.
Партия свободы решительно выступает против ислама. В течение долгого времени она проводил кампанию по запрету на одежду, скрывающую лицо, в итоге с 1 октября в Австрии вступил в силу запрет на ношение паранжи. В Европейском парламенте партия союзничает с двумя другими антиисламскими партиями - французским Национальным фронтом и Альтернативой для Германии, которая также значительно улучшила свои показатели на недавних выборах в Германии.
Партия свободы смогла извлечь выгоду из европейского кризиса беженцев и возглавляла опросы общественного мнения в течение большей части 2015 и 2016 годов, поскольку получила поддержку протестующих избирателей, недовольных притоком ищущих убежища лиц с Ближнего Востока и Африки.
Другим фактором успеха партии стало продвижение обаятельных представителей с незапятнанной репутацией, которые разумно доносили позиции партии. На президентских выборах в стране в прошлом году партия заняла второе место (победителем стал независимый политик от партии Зеленых) со своим кандидатом Норбертом Хофером, которого критики назвали ”волком в овечьей шкуре”.
Нынешний лидер партии Хайнц-Кристиан Штрахе, голубоглазый и красивый, на сообщения Süddeutsche Zeitung о своих прошлых связях с неонацистами ответил, что это была юношеская глупость, заявив, что теперь он осуждает любые проявления экстремизма. ”Я был искателем, я видел много всего”, - сказал он.
То, чем партия станет заниматься в коалиции, будет частично зависеть от того, чего она сможет добиться в ходе переговоров. Помимо стремления к подавлению иммиграции и ислама, у партии есть свое мнение по поводу политики Австрии в отношении ЕС. Партия - сторонник евроскептицизма и выступает против более глубокой интеграции в ЕС.
Лидеры партии также хотят, чтобы Австрия была более тесно связана с Вышеградской четверкой - союзом центрально-европейских стран, чья нетерпимая линия по отношению к беженцам отличает его от более либеральных западноевропейских государств.
В качестве альтернативы Себастьян Курц мог бы предпочесть возродить предыдущую коалицию своей партии с левоцентристскими социал-демократами, хотя и с изменением баланса сил. До выборов социал-демократы были самой большой партией. Даже если так и произойдет, Партия свободы все равно будет обладать влиянием и ее голос будет слышен даже со стороны. Ее усилия уже способствовали тому, что дебаты в Австрии в отношении иммиграции и интеграции смещаются в сторону правых. Курц добился успеха на выборах, частично приняв позицию Партии свободы по этому вопросу, и его предложения включают новое финансирование и правила, направленные на регулирование работы мечетей. Политолог Кас Мудде изучающий правый популизм, написал в своем Twitter: ”Копирование радикальных правых политик НЕ маргинализирует радикальные правые партии. Это делает их актуальными”.