Непростые времена настали для немецкого автопрома. Концерн Volkswagen, в 2014 году ставший после упорной борьбы с Toyota лидером по мировому уровню продаж в прошлом году (число проданных машин составило 9,91 млн, а годовой оборот - более 202 млрд евро), оказался в центре крупнейшего время своего существования скандала. История, произошедшая с "народным автомобилем" на американском рынке, легла черным пятном на репутацию немецкого концерна. Как справедливо отмечает Die Welt, репутационные потери едва ли будет возможно восстановить в ближайшем будущем.
Как выяснили специалисты известного в своей области института International Council on Clean Transportation (ICCT), во время экологических тестов своих дизельных моторов автопроизводитель намеренно занижал уровень выхлопа стикоксида – опасного для здоровья химического вещества, уровень выброса которого строго регламентируется. После почти года расследования со стороны американских органов экологического контроля EPA автоконцерн Volkswagen был вынужден признать, что его инженерами было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее машине определять, проходит ли она в данный момент тестирование, или же ее водят в обычном режиме.
Поясним, как это работало на практике. К примеру, если показатель на спидометре показывает скорость 90 км/ч, но машина при этом не двигается с места, то программа распознает в этом признаки "неестественного вождения" (иначе говоря, условия тестирования). После этого она автоматически снижает уровень выхлопа стикоксида. При обычном вождении, конечно же, такого снижения не происходило - автопроизводитель не желал жертвовать мощностью мотора в угоду экологии.
Таким образом, с помощью данной разработки "умным" автомобилям Volkswagen удалось успешно пройти тест на выброс опасного вещества, хотя, как выяснилось позже, в условиях реального вождения уровень выхлопа многократно превышает норму - в 15-35 раз у модели Volkswagen Passat и в 5-20 раз у Volkswagen Jetta.
Как оказалось, программное обеспечение для обхода экологических тестов - далеко не новая разработка. С помощью нее Volkswagen намеренно обманывает органы экологического контроля с 2009 года. Это означает, что 482 тысячи автомобилей семи моделей марок Volkswagen и Audi будут, очевидно, отозваны с рынка. Продажа определенных моделей 2015 года уже остановлена.
Директор концерна Мартин Винтеркорн объявил о начале всестороннего и независимого расследования. К слову, Винтеркорн должен был по плану быть переизбран на должность директора концерна в грядущую пятницу. Нынешняя ситуация может существенно поменять расклад при голосовании в попечительском совете, что грозит глубоким кризисом управления.
Но куда более реальная и, пожалуй, неотвратимая угроза - это полная утрата доверия на американском рынке, втором крупнейшем рынке сбыта автомобилей Volkswagen после Китая. В Германии позор флагманского автоконцерна вызвал такой шквал эмоций, что высокопоставленные члены правительства ФРГ выступили по этому поводу с отдельными заявлениями. "Перед нами случай скандального обмана потребителей и нанесения урона окружающей среде", - заявил госсекретарь Йохен Фласбарт. Министр транспорта Александр Добриндт распорядился провести тщательные проверки дизельных автомобилей Volkswagen в самой Германии. Между тем, акции Volkswagen обрушились на 17%.
Как заявил руководитель федерации защиты природы Германии Ляйф Миллер, "намерение Volkswagen до 2018 года превратиться в наиболее экологически чистый автоконцерн серьезно пострадало". Миллер считает весьма вероятным, что, помимо Volkswagen, также и другие автопроизводители грешат манипуляциями в ходе прохождения экологических тестов. Как справедливо отмечает Frankfurter Allgemeine Zeitung, то, о чем эксперты говорят уже долгие годы, сегодня стало доказанным фактом: "Автопроизводители проходят экологические тесты обманным путем".