Вестник Кавказа

Кавказский вопрос и российская демократия

Алан Касаев

С трудом верится, но вот уже исполняется двадцать лет октябрьским событиям в Москве 1993 года. С трудом, потому что все почти изменилось в столице нашей Родины до почти полной неузнаваемости за эти долгие и стремительные две декады... Но верится, потому что некоторые базовые ценности остались в неизменном виде, а некоторые даже и значительно окрепли. Не помните, ровесники (те, кому за сорок и старше), какие демократические новации последовали непосредственно за танковым упразднением парламента? Были они суровы и неотвратимы и коренным образом укрепили молодую российскую демократию.

Как только из почерневшего от танкового огня парламентского тогда Белого дома убрали останки и остатки нашего родного недодемократического парламентаризма и у органов охраны правопорядка, называвшихся тогда по старинке милицией, освободились руки, решено было .... Правильно! Освободить рынки, а также улицы, площади и подворотни столицы РСФСР от главного смутного материала. И началась зачистка от лиц, внешне напоминающих уроженцев Кавказа. Десятки тысяч милиционеров и их пособников (ой, ошибка вышла, не пособников, а помощников, наверное...) пару-тройку недель собирали брюнетов по съемным квартирам, очищали от их присутствия овощные ряды и мясные лавки, а также околоспортивные торговые ряды в Лужниках, Петровском парке, Тушино и в еще не столь знаменитом прото-Черкизоне.

Околомэрская пресса под рубриками "Мнения" и "Комментарии" открытым текстом "намекала", что понаехавшие с Кавказа - поголовно поддерживали бывший парламент и лично главного врага народа и демократии Хасбулатова (потому что он тоже кавказец), хотели сотворить государственный переворот, поэтому надо бы их ...пересчитать, арестовать и выслать.
И тогда настанет счастье в Москве!

Мэр Лужков, решивший одним ударом убить трех зайцев (стать окончательно и бесповоротно в ряды твердых ельцинцев; освободить от стихийных, слабоорганизованных и немонополизированных торговцев Москву для грядущего ритейлерного рая под своим личным контролем, организовать милицию столицы в едином порыве на большие дела и также поставить ее под свое бдительное око) опередил время. Он первым из крупных политиков назвал врага, который затем и в позднеельцинские, и в последующие годы будет успешно играть роль жупела и пугала. Он четко сформулировал необходимые для борьбы с этим врагом правила - знаменитый 20 лет назад "Особый порядок пребывания в столице Российской Федерации граждан, постоянно проживающих за пределами РФ". Тем самым были заложены основы для эффективной ревизии и действовавшей на тот момент, и принятой в декабре 1993 года Конституции РФ с ее наивными свободами передвижения и выбора места проживания. Потому что на практике пролезшая вместо отмененной чуть ранее прописки так называемая регистрация ударила не столько по приезжим из-за границы, сколько по российским гражданам. С них тоже начали брать деньги за проживание не по месту прописки. Тьфу ты, регистрации.

Тогда-то, двадцать лет назад, и была внедрена в сознание только что оглушенных боями за демократию москвичей новая "черта оседлости", или "линия Керзона": весь Кавказ не есть Россия. И Северный, с его танцующими дагестанцами и палящими не только в воздух чеченцами - не наша страна, не упраздненная РСФСР, и не вновь обретенная РФ... За двадцать лет линия эта укоренилась всерьез и надолго... По последнему опросу общественного мнения на межнациональную тему, инициированному Общественной палатой уже в нынешнем, 2013 году, больше половины москвичей не доверяют жителям Северного Кавказа.

 

13170 просмотров

Видео

Все видео


реклама