У президента Китая Си Цзиньпина есть несколько вариантов, чтобы образумить Ким Чен Ына, но ему приходится бороться с непредсказуемым лидером США Дональдом Трампом. Как сообщает The Guardian в статье China is angry, but what can it do about North Korea?, в пятницу днем, накануне самого мощного ядерного испытания Северной Кореи, большой любитель футбола - лидер Китая - получил подарок от величайшего в мире игрока. ”Удачи”, - написал Пеле на желтой бразильской майке, переданной Си Цзиньпину его южноамериканским коллегой Мишелем Темером.
Си Цзиньпину действительно нужна удача. По мнению экспертов, недавняя акция Ким Чен Ына (которая, как некоторые считают, преднамеренно была приурочена к началу ежегодного саммита БРИКС в Китае) демонстрирует не только масштаб северокорейской проблемы, стоящей сейчас перед президентом Китая, но и нехватку вариантов ее решения. ”Откровенно говоря, китайцы в ярости, - считает Стив Цанг, глава Института Соаса в Китае. - Но на самом деле, они ничего не могут предпринять. Слова? Заявления ООН и все такое? Да. Но что на самом деле могут сделать китайцы?” Однако Чжао Тонг, эксперт по Северной Корее из Центра глобальной политики Карнеги-Цинхуа в Пекине, считает, что существует несколько возможных вариантов ответа.
Первый ответ состоит в дальнейшем ужесточении санкций в отношении режима Пхеньяна. ”После последнего раунда санкций, прописанных в резолюции ООН, текстильные изделия и одежда в настоящее время являются самым важным источником иностранных доходов для Северной Кореи”, - говорит Чжао. Пекин также может лишить КНДР другого ключевого источника дохода, согласившись ограничить или полностью запретить 100 тысячам рабочих из Северной Кореи работать за границей, в том числе в Китае.
Существует и третий, более решительный вариант: прекращение поставок нефти в Северную Корею. ”Это ядерное испытание - одна из немногих вещей, которые могут спровоцировать сокращение поставок нефти, но мы по-прежнему очень неохотно рассматриваем этот вариант”, - сказал источник, близкий к китайской внешней политике, в интервью Financial Times после испытания, проведенного в воскресенье.
Чжао Тонг сомневается, что Пекин изберет этот путь, сопряженный со множеством рисков. Прекращение поставок может оказаться необратимым решением, поскольку трубопровод, поставляющий нефть в Северную Корею, старый. Он будет ржаветь и выйдет из строя, если его не использовать. Однако что более важно, подобное решение нанесет ущерб экономике Северной Кореи, почти наверняка приведет к падению режима Ким Чен Ына и спровоцирует массовый кризис беженцев и безопасности всего в нескольких сотнях миль от Пекина. ”Это одна из самых радикальных мер, которые может предпринять Китай. Она будет иметь стратегические последствия, если стабильность режима будет затронута, - считает Чжао. - Последствия не будут немедленными, но со временем стабильность режима окажется под ударом”.
Чэн Сяохэ, эксперт по Северной Корее из Китайского народного университета в Пекине думает, что ужесточение санкций - единственно возможный ответ: ”Китай загнан в угол, и у него осталось немного вариантов”.
Растущее недовольство
Тем не менее, некоторые эксперты считают, что в Китае растет желание более серьезно ответить на продолжающиеся провокации Ким Чен Ына. ”Это безумная страна с безумным лидером, - говорит Чжу Фэн, эксперт по международной безопасности из Нанкинского университета. - Сейчас мы переживаем исторический момент, и, с моей точки зрения, Китаю необходимо укреплять сотрудничество и координировать действия с международным сообществом, в частности с США, Японией и Южной Кореей”.
”Я думаю, что внутренние дискуссии о сокращении поставок нефти набирают обороты, - говорит Чжао, - Настроение Китая, ключевого союзника и торгового партнера Северной Кореи, может начать меняться″. Чжао полагает, что способность Си Цзиньпина к более жестким действиям зависит от того, насколько он может укрепить свое политическое положение накануне конгресса Коммунистической партии в следующем месяце. Конференция, проходящая раз в пять лет, ознаменует окончание первого срока полномочий китайского президента. В последние недели появились признаки внутренней борьбы за власть, которая разворачивается в верхах коммунистической партии Китая: было открыто дело против одного высокопоставленного чиновника, возможного преемника Си Цзиньпина, а также начались серьезные перестановки в руководстве вооруженных сил.
”Если все наладится довольно быстро, то у Си Цзиньпина появится некоторая свобода действий для того, чтобы предпринять более радикальные меры против Северной Кореи, - считает Чжао. - Но если внутренняя политика продолжит играть главную роль до XIX партийного съезда, то я не думаю, что у Китая будет возможность предпринять радикальные меры”.
Умник и большая проблема
Цанг полагает, что очевидный недостаток эффективных вариантов для подавления ядерных амбиций Ким Чен Ына подчеркивает тот факт, что северокорейский лидер проницательный стратег, который успешно играет с Китаем и США: ″Он умник, очень большой умник”. Пока Китай не является прямой целью северокорейской агрессии, Си Цзиньпин рассматривает Ким Чен Ына как раздражитель, а не угрозу, которую нужно немедленно остановить. В настоящий момент никто серьезно не рассматривает северокорейские ракеты и ядерное оружие как угрозу для Китая. Наиболее вероятной целью будет Япония. Насколько сильно расстроится Си Цзиньпин, если администрация Синдзо Абэ будет уничтожена?
Но у Пекина и Пхеньяна есть одна большая проблема - Дональд Трамп. Цанг говорит, что президент США не рискнет нанести военный удар по Северной Корее, опасаясь вызвать разрушительную контратаку против Южной Кореи и более широкий региональный конфликт, в который неизбежно будет втянут Китай. ”Северокорейская артиллерия может нанести удары по окрестностям Сеула, что приведет к огромным потерям, - сказал Цанг. - Таким образом, разумный расчет Кима состоит в том, что на самом деле Трамп фактически не может ничего сделать, и почти наверняка китайцы ничего не будут делать в отношении этой проблемы”.
Однако Трампа нельзя назвать традиционным президентом. ”Проблема заключается в том, что Трамп не ведет себя подобно Обаме или Клинтон, поэтому нельзя исключать риск того, что он проигнорирует профессиональные военные советы, - считает Цанг. - Процент возникновения подобной ситуации при Обаме был бы совершенно незначительным, и крайне маловероятно, что Клинтон пошла бы на такие меры, и даже, наверное, Джордж Буш не решился бы применить силу. Но мы не можем утверждать этого о Трампе″.