Вестник Кавказа

Как Ближний Восток отреагирует на курдский референдум о независимости

Forbes

В понедельник в Иракском Курдистане был проведен референдум о независимости автономии. По итогам подсчета 3,44 млн бюллетеней, более 90% высказались за независимость. Сейчас Курдский автономный район имеет статус широкой автономии в составе Ирака, юридически закрепленный в конституции страны. Сегодня иракский парламент Ирака одобрил преследование лиц, ответственных за проведение референдума о независимости. В числе тех, против которых должны быть поданы иски, глава Иракского Курдистана Масуд Барзани.

Между тем, как пишет Forbes в материале How The Middle East Will Respond To The Kurdish Vote For Independence, явка на референдуме о независимости, инициированном Региональным правительством Курдистана (КРГ), оказалась неожиданно высокой. Предполагалось, что участие в голосовании о том, должны ли этнические курды в северном Ираке добиваться независимости от Багдада, примет 5 миллионов человек. Курды с иракским гражданством, которые в настоящее время проживают в диаспоре, начали голосовать 23 сентября. Явка составила 78%. Вопрос на референдуме был сформулирован следующим образом: ”Хотите ли вы, чтобы регион Курдистана и курдские области за пределами администрации региона стали независимым государством?” Из-за разнообразия этнических курдов бланки для референдума были напечатаны на нескольких языках: курдском, туркменском, арабском и ассирийском.

Исторический контекст

После Первой мировой войны на конференциях в Сан-Ремо и в Каире европейские державы разделили большую часть Ближнего Востока, определив его границы. Раньше большая часть территории находилась под контролем Османской империи, которая была побеждена в Первой мировой войне и впоследствии прекратила свое существование. Современные государства Иордания, Ливан, Сирия и Ирак были сформированы в тех границах, в которых они находятся по сей день. В этих четырех странах давно бушуют сектантские, этнические и национальные конфликты. Среди негосударственных участников этих конфликтов - маронитские христиане, друзы, Организация освобождения Палести́ны, алавиты, баасисты, Хезболла, запрещенные в России Аль-Каида и ИГИЛ, а также курды. Несмотря на все эти конфликты, границы стран остаются неизменными до сих пор.

Влияние на рынок

Референдум может иметь серьезные экономические, дипломатические и геостратегические последствия. Нефтяные рынки реагируют на новые угрозы со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана перекрыть трубопровод, который используется для экспорта курдской нефти. Нефтяные рынки, похоже, серьезно относятся к заявлениям  Эрдогана - цена на нефть марки Brent выросла на 3,8%, достигнув двухлетнего максимума - $59,01 за баррель. Правительство Ирака также пыталось использовать нефтяной рынок, чтобы оказать давление на курдское правительство.

24 сентября премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади попросил зарубежные страны прекратить прямой импорт нефти из КРГ и покупать только иракскую нефть у иракского правительства. В случае отказа от курдской нефти с рынка уйдет примерно 600 000 баррелей в день, что приведет к еще большему росту цен. Однако ни Анкара, ни Багдад не предприняли попыток фактически ограничить экспорт курдской нефти силой.

Стратегические последствия

Сообщалось, что Иран закрыл свою границу с курдским регионом по просьбе Багдада, хотя Тегеран опроверг эти сообщения и заявил, что было приостановлено воздушное сообщение в районах, контролируемых КРГ в Ираке.

Корпус стражей Иранской революции  заявил о своих намерениях провести военные учения на границе Ирана с КРГ. Турция также начала подобные военные учения на своей границе с курдским регионом в Ираке. Анкара предприняла дополнительные шаги, заблокировав несколько курдских телевизионных каналов на турецком телевидении. Эрдоган также намекнул на возможность вторжения в северный Ирак.

Однако угрозы военных действий оказались бесполезными против курдов, чьи военные силы, Пешмерга, на протяжении многих лет защищали курдскую территорию от врагов, включая ИГИЛ.

Масуд Барзани решительно ответил Ирану и Турции во время митинга в Эрбиле. ”Либо мы всю жизнь подчиняемся, либо живем свободно”, - сказал он своим сторонникам. По его словам, Пешмерга готова ”заплатить любую цену” и ”умереть с честью”, если это потребуется для независимости Курдистана. Ирану и Турции Барзани сказал: ”Вы наказывали нас в течение 100 лет. Разве вы еще не устали?”

У Барзани в руках есть и другое оружие, если иракское правительство в Багдаде решит предпринять какие-либо экономические или военные действия против курдов. Имея в распоряжении северную часть реки Тигр, КРГ контролирует водные ресурсы центрального и южного Ирака и в прошлом уже угрожало отрезать этот источник воды, когда появились опасения относительно того, что правительство Ирака не выполнит обещания, данные КРГ.

Будут ли Турция, Иран, Ирак и даже Организация Объединенных Наций действительно использовать военную и экономическую мощь, чтобы лишить курдов их права на национальное самоопределение?

 

10935 просмотров