В понедельник Тегеран заявил, что после 27 июня этого года ИРИ оставляет за собой право хранения свыше 300 кг обогащенного урана на территории страны в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Politico в своем материале EU plays it cool on Iran nuclear threat пишет, что Европейский Союз стремиться приуменьшить значимость угроз Ирана превысить лимиты запасов обогащенного урана.
«Мы сосредоточены на том, чтобы сохранить сделку в силе», - заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на встрече с министрами иностранных дел ЕС в Люксембурге. «Наша позиция по выполнению ядерной сделки… никогда не будет основана на заявлениях, мы полагаемся только на оценках МАГАТЭ», - сказала Могерини.
Комментарии Могерини последовали после того, как официальный представитель Организации атомной энергии Ирана заявил: «Мы увеличили в четыре раза объемы обогащенного (урана) и даже больше, поэтому в ближайшие 10 дней они превысят лимит в 300 кг».
По словам европейских дипломатов, если отчет МАГАТЭ покажет, что Иран больше не придерживается условий сделки (СВПД), это будет красной линией для ЕС. С того момента союз последует примеру США и выйдет из договора или попытается провести переговоры с целью заключения новой договоренности в рамках ООН. «Пока МАГАТЭ подтверждает, что Иран следует условиям договора, я буду продолжать поддерживать СВПД», - заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. «Недопустимо, что Иран говорил другим участникам договора, что им нужно прикладывать больше усилий для сохранения СВПД, а сам нарушал договоренности», - считает немецкий министр иностранных дел Хайко Маас.
С тех пор, как администрация Трампа вышла из договора, подписанного США в период президентства Обамы, и ввела новые санкции против Ирана, Тегеран регулярно призывает ЕС сделать больше для сохранения сделки. Великобритания, Франция и Германия – три участника договора – предупредили Иран о том, что он не должен нарушать условий договора, даже после выхода из него США. Но Тегеран установил для Евросоюза дедлайн 7 июля, чтобы те предложили лучшие условия для сделки, пригрозив отойти от договоренностей еще дальше.
Европейские дипломаты считают, что заявление Ирана, которое совпало по времени с заседанием министров иностранных дел ЕС, является способом надавить на Евросоюз, чтобы он быстрее принял решение. «Это было вполне ожидаемо, учитывая озвученный дедлайн 7 июля», - сказал один из европейских дипломатов. В частности, Иран хочет, чтобы ЕС помог иранской экономике справиться хотя бы с частью вреда, причиненного ей американскими санкциями.
Но Евросоюз не видит возможности ответить на просьбы Тегерана. Хотя европейцы разработали специальный механизм, Instex, который позволяет европейских компаниям обходить санкции США и вести дела с Ираном. Но проект так и не был запущен, а власти утверждают, что даже если он начнет работать, результаты будут весьма ограниченными. «Наши компании настолько связаны с американскими компаниями, что применять Instex будет слишком сложно», - заявил один из представителей ЕС.
Эти события происходят на фоне ухудшающихся отношений между США и Ираном в связи с атаками на нефтяные танкеры в Оманском заливе. Соединенные Штаты обвинили во взрывах Тегеран, который свою вину отрицает. Министры иностранных дел ЕС заявили, что им нужно больше времени для оценки обвинений США, которые поддержала Великобритания. «Разведслужбы США и Британии, что данные достоверны, но мы сравниваем их с нашей информацией, чтобы оценить всю ситуацию максимально подробно, - заявил министр Маас. – Мы продолжаем собирать информацию… В таких делах нужно разбираться очень тщательно, и мы будем делать это столько времени, сколько потребуется».
В воскресенье госсекретарь США Майк Помпео заявил, что у спецслужб есть «множество данных, множество доказательств», свидетельствующих, что Иран причастен к атакам на два нефтяных танкера в Заливе. Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант также сказал, что Британия «практически уверена», что Иран стоит за взрывами на танкерах.
Евросоюз требует большего времени для оценки доказательств, вспоминая начало войны в Ираке в 2003 году, когда США и Великобритания заявили, что у них есть доказательства, что режим Саддама Хуссейна применил оружие массового поражения, которое так и не было найдено. «Нам нужно четкое распоряжение ООН, чтобы следственная комиссия могла начать работу. Мы не можем еще раз, как в 2002 году, полагаться на предположения, которые в конце концов оказались неверными. Мы не можем рисковать и допустить это снова», - считает министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн.
Дипломаты отмечают, что после войны в Ираке некоторые страны, например, Нидерланды, выдвинули условия, что сначала их спецслужбы должны проверить все доказательства сами, а уже потом давать согласие на любое военное вмешательство. Но у голландцев и многих других европейских стран нет разведданных по последним инцидентам. «У Нидерландов нет своей информации о том, кто стоит за этими атаками, но, конечно, мы заинтересованы в любой информации, которая может быть нам предоставлена», - заявил Блок.