После временного вывода Китая из 11 фазы иранского гигантского газового месторождения Южный Парс Тегеран надеется, что добычу на месторождении продолжат местные компании. Oil Price в материале The Next Natural Gas Superpower отмечает, что Южный Парс лежит в основе стратегии Ирана по добыче миллиарда кубометров в день. Сейчас добыча составляет примерно 875 млн кубометров в день.
Месторождение площадью 9700 квадратных километров, которое Иран разделяет с Катаром, содержит приблизительно 14,2 трлн кубических метров запасов газа (8% от общего объема в мире) плюс 18 млрд баррелей газового конденсата. Оно дает надежду Ирану стать ведущим мировым игроком на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Действительно, на Южный Парс уже приходится около 60% всей добычи ИРИ.
Большая часть работ на первоначальных этапах близка к завершению, и лишь немногие из них не завершены на 90%. Так, 14 фаза будет введена в эксплуатацию к концу текущего иранского календарного года (20 марта 2020 года). Pars Oil and Gas Company уже заявила, что третья платформа морского месторождения была загружена и готова к установке в назначенном месте. После ввода в эксплуатацию платформа будет добывать 14,1 млн кубометров природного газа в сутки. Его вспомогательная 13 фаза будет добывать 57 млн кубометров газа в сутки. Две платформы (B и D) также скоро будут готовы к работе.
Это откроет путь для добычи около 28 млн кубометров природного газа в сутки после полноценного запуска, плюс 75 тысяч баррелей конденсата и других сопутствующих продуктов в сутки. В оффшорной секции 13 фазы, расположенной в северо-западной части газового месторождения, было пробурено 38 скважин. В ближайшее время планируется начать поставку газа на береговой нефтеперерабатывающий завод, Этан, пропан, бутан, газоконденсат и продукты серы будут производиться именно на этом предприятии. Обрабатывающих мощностей хватит для обработки 57 млн кубометров в день. 57 млн кубометров природного газа и 70 тысяч баррелей конденсата и других сопутствующих продуктов в сутки, которые планировались добывать в рамках 11 фазы, теперь частично будут добываться в рамках 25 фазы. Обе фазы будут обслуживаться иранскими фирмами до возвращения Китая.
Перед недавним заявлением о новых фазах говорилось о том, что 17, 18, 19, 20 и 21 фазы также будут полностью введены в эксплуатацию к концу 20 марта. Изменение планов связано с выходом США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в мае прошлого года. Тем не менее в настоящее время прогнозируется, что 21 фаза (наряду с 20-й) будет производить 51 млн кубических метров в день. Треть этого объема перерабатывается на заводах, отведенных специально под эти фазы, а оставшийся газ направляется на заводы, отведенные под фазы 15 и 16. Как только будет налажена полноценная поставка и фазы 20 и 21 будут введены в эксплуатацию, весь газ, добываемый на этих двух фазах, будет направлен на экспорт. OilPrice сообщает со ссылкой на иранские источники, что в рамках 19 фазы будет добываться около 45 млн кубометров природного газа, 80 тысяч баррелей газового конденсата, 400 тонн серы в сутки, а также 1,5 млн сжиженного нефтяного газа в сутки и миллион тонн этана в год.
Темпы разработки 17, 18 и 20 фаз замедлились, хотя они все еще готовы более чем на 95%. Совокупное производство на 17 и 18 фазах составляет около 39-41 млн кубометров газа в сутки. Объемы, добытые на этих фазах, будут использоваться для удовлетворения внутренних потребностей Ирана. Около $6,75 млрд было потрачено на их разработку, и на данный момент их суммарную суточную производительность удалось повысить до 500 тонн этана и 20 тысяч баррелей газового конденсата. После завершения подготовительных работ добыча на 17 и 18 фазах должна составить 51 млн кубометров природного газа, 80 тысяч баррелей газового конденсата, 400 тонн серы в день, а также 1,5 млн тонн сжиженного нефтяного газа и миллион тонн этана в год.
Первоначально прогнозировалось, что на фазах 22-24 будет добываться 51 млн кубометров газа в день к концу иранского календарного года, но после выхода США из ядерной сделки пришлось внести корректировки, поскольку возникла неопределенность, связанная с отказом западных компаний сотрудничать с Тегераном. В данной ситуации были озвучены идеи обратиться к России и Китаю с просьбой предоставить необходимые технологии. Тем не менее, Россия имеет определенные опасения по поводу участия в проекте из-за вероятности введения новых санкций США. Китай был полностью привержен участию в различных этапах, пока не были детализированы масштабы его участия и скидки, представляемые Пекину. Однако, учитывая существующие ограничения, было принято решение, что 22, 23 и 24 фазы будут запущены не на полную мощность, а на 50–55%, причем часть мощностей 24 фазы будет приходиться на новую 27 фазу.
На сегодняшний день на все этапы Южного Парса было потрачено около $33 млрд. По крайней мере еще $90 млрд потребуется для того, чтобы ввести в эксплуатацию оставшиеся фазы, а также увеличить добывающую способность всех фаз до прогнозируемого уровня. Поэтому Китаю и была предложена сделка, и он лишь отодвинул свое участие в проекте, а не полностью отказался него. Номинальные скидки, которые сейчас предлагает Иран в ходе переговоров с потенциальными клиентами, на 9–14%, чем у всех конкурентов. Эти большие скидки, чем прогнозировали чиновники администрации Махмуда Ахмадинежада (правящего в ИРИ с 2005 по 2013 год), поскольку Иран должен бороться с последствиями новых санкций США.