Сирийские военные самолеты нанесли несколько ударов по объектам ИГИЛ (запрещена в России) в Ракке и вдоль сирийско-иракской границы. Обнаружить цели помогли разведданные, полученные от России, Иран и Ирака. Как сообщает War is Boring в статье Iraq and Syria Team Up to Take on Islamic State, командные центры коалиции, созданной в сентябре 2015 года, расположены в Багдаде и Дамаске, иракский центр планирования операций находится в зеленой зоне Багдада. ”Мы считаем эти действия чрезвычайно полезными”, - сказал иракский депутат Хаким аль-Замили, глава парламентского комитета по обороне. - Идея заключается в том, чтобы формализовать отношения с Ираном, Россией и Сирией. Мы хотим создать полномасштабный военный союз”.
Недавние сирийские удары стали еще одним убедительным свидетельством сотрудничества Ирака с Сирией и ее союзниками. В конце февраля иракские ВВС нанесли первые независимые воздушные удары за пределами своих границ со времен Саддама Хусейна, атаковав боевиков в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. По словам иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади, Ирак совершил удары, согласовав их с Дамаском, а Ирак вполне может наносить удары по ИГИЛ за пределами своих границ.
Еще в июне 2014 года, вскоре после того, как ИГИЛ захватило второй по величине город Ирака Мосул, боевые самолеты атаковали цели в приграничном городе Аль-Каим в западном районе Анбар в Ираке. Нури аль-Малики, на то время премьер-министр Ирака, сказал, что Ирак приветствует удары ”потому что эта группа угрожает Ираку и Сирии”. ”Но мы не обращались к Сирии ни с какими запросами”, - продолжал он. - Они наносят свои удары, а мы свои. Окончательные победители – обе наши страны”.
Сегодня Дамаск заявляет, что одна из его целей в ближайшем будущем состоит в том, чтобы продолжать продвигаться на восток к городам, осажденным ИГИЛ, Ракке и Дейр-эз-Зору. В последнем находится изолированный гарнизон сирийских солдат, которые не дали ИГИЛ захватить весь город. Связь с анклавом дала Дамаску значительную опору на востоке, которой у него не было в течение долгого времени. Такой шаг соответствует непосредственным интересам безопасности Ирака. Пока ИГИЛ будет иметь значительное присутствие на востоке Сирии, в частности, в Дейр-эз-Зоре, оно может представлять угрозу для Ирака, вторгаясь на территорию его самой крупной, но малонаселенной провинции Анбар, где проживает суннитское арабское меньшинство.
Учитывая взаимные интересы в вытеснении ИГИЛ из Дейир-эз Зора, вероятно, что иракско-сирийская военная координация в регионе будет усиливаться. Иракские истребители-бомбардировщики F-16 могут продолжать наносить удары в этом районе в поддержку сирийского наземного наступления, координируя свои действия с российскими и сирийскими военными самолетами.
Вашингтон отказывается координировать любую свою деятельность в Сирии с Дамаском. ИГИЛ вытеснило правительственные силы из провинции Ракка в августе 2014 года после осады авиабазы Табха. В следующем месяце Соединенные Штаты начали наносить удары по ИГИЛ в этом северо-восточном регионе.
Американские самолеты не стали атаковать боевиков ИГИЛ, наступавших на сирийские войска в древнем городе Пальмира в мае 2015 года, чтобы не допустить обвинения военных США в работе с Дамаском, особенно со стороны саудовских и турецких союзников. Впоследствии боевики ИГИЛ захватили город и расстреляли сирийских солдат в знаменитом римском амфитеатре Пальмиры.
В сентябре 2016 года самолета коалиции США уничтожили множество сирийских солдат в ходе бомбардировок в Дейр-эз-Зоре. Американские военные заявили, что неверно идентифицировали солдат как боевиков ИГИЛ. Эти удары на короткое время позволили ИГИЛ оттеснить сирийскую армию до того, как совместные воздушные удары России и Сирии отбросили боевиков обратно.
Инцидент вызвал напряженность между американцами и россиянами в Сирии, которые буквально за неделю до этого согласились на временное прекращение огня, полностью нарушенное вскоре после этого. Усилия США по разгрому Исламского государства в Дейр-эз-Зоре не принесли большого успеха. Соединенные Штаты обучали сирийских боевиков в Иордании для борьбы с ИГИЛ, однако российские самолеты бомбили их базу Аль-Танф на границе с Иорданией в июне 2016 года.
Сирийские демократические силы в феврале 2017 года продвинулись в части провинции Дейр-эз-Зор в рамках проводимой США операции по захвату Ракки. Однако основное внимание этой группы не направлено на город Дейр-эз-Зор. Возможно, сирийские войска при поддержке ”Хезболлы” будут продвигаться в направлении Дейр-эз-Зора, расположенного примерно в 120 милях от его нынешних позиций в провинции Хомс через сравнительно малонаселенный район. Также периодически ведутся разговоры о вступлении в Сирию иракских Сил народной мобилизации с целью продолжения борьбы против ИГИЛ после того, как битва за Мосул завершится. Иракские шииты с ранних этапов войны в Сирии оказывают поддержку сирийскому правительству. Тот факт, что американские F-16 IQAF вполне могут поддержать предстоящее наступление сирийского режима в Дейр-эз-Зоре наряду с российской авиацией, свидетельствует о том, что внешняя политика Багдада в этом регионе становится все более независимой от Вашингтона и, может быть, даже противоречащей в определенных сферах.